ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Среда, 23 ноября 2022 06:43

Нефтехимия Ирана: под прессингом санкций со стороны Запада

Автор

Против российской экономики со стороны Запада в рабочий режим вошел уже седьмой пакет ограничительных санкций, причем в еще в шестом пакете под санкционный молот попала и газонефтехимическая промышленность, в значительной степени определяющая инновационное развитие отраслей ‒ потребителей химической и нефтехимической продукции. Как в этих условиях сохранить поступательный тренд, который в последние годы демонстрировала отрасль? По-видимому, следует обратить внимание на Иран, который, несмотря на жесткие санкции, действующие уже более 40 лет, успешно развивает нефтехимическое производство, взяв курс на переработку имеющегося в стране углеводородного сырья в продукцию с добавленной стоимостью.

В данной статье рассмотрена нефтехимическая промышленность Ирана, которая превращается в одного из ключевых игроков ближневосточного региона в области нефтехимии и может предложить российскому бизнесу весьма эффективные сферы деятельности.

Иран занимает 4-е место в мире по запасам нефти и 2-е – по запасам природного газа, то есть страна имеет огромный сырьевой ресурс для развития нефтехимической промышленности и должна быть весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Другой важной особенностью нефтехимической отрасли Ирана являются превосходное географическое положение и хороший доступ к азиатским и европейским рынкам, а также к свободным морям, что способствует более простому и дешевому экспорту.

Следует отметить еще одну особенность нефтехимии Ирана: это единственное государство на Ближнем Востоке, которое производит на своей территории большой объем необходимого оборудования для нефтехимической отрасли. Важным фактором, также способствующим развитию нефтехимии, является наличие молодых образованных кадров и инновационных компаний.

Процесс становления нефтехимической промышленности Ирана можно разбить на 6 этапов:

1-й этап. Генезис – зарождение, 1964 г.

2-й этап. Становление отрасли, 1964–1979 гг. В этот период были построены заводы в городах Шираз (карбамид 500 тыс. т, аммиак, азотная кислота, кальцинированная сода 140 тыс. т), Чардж (метанол 660 тыс. т) и Абадан (ПВХ 110 тыс. т, сода).

3-й этап. Рецессия, 1979–1989 гг. Иранская экономика находилась в рецессии вследствие введения жестких ограничительных санкций, но разрабатывались меры противостояния объявленным вызовам, которые позволили нефтехимической промышленности перейти к стратегии развития.

4-й этап. Оживление и реконструкция, 1989–2000 гг. В результате перехода к стратегии развития в 1990-е годы в Араке было построено производство этилена (мощностью 306 тыс. т), пропилена (128 тыс. т), полиэтилена (145 тыс. т), а также заводы, производящие бутадиен, каучук, окись этилена, этаноламины, этоксилалы, МЭГ, винилацетат. Лицензиарами проектов выступили TPL, IFP, Nippon, Hohst, Balestra.

В непосредственной близости от производственных площадок начала формироваться зона мало- и среднетоннажной химии. Так, в Исфахане стали производить фталевый ангидрид (40 тыс. т), ЛАБ (140 тыс. т), бензол, ксилол; в Хорасане – карбамид (500 тыс. т), аммиак, меламин; в Керманшахе – карбамид (660 тыс. т), аммиак; в Бизоту – ЛАБ, АБСК.

5-й этап. Рост, стабилизация и развитие, 2000–2008 гг. Началось строительство новых крупных государственных и частных заводов уже не только в районах портовых зон, но и в небольших городках центральной части Ирана.

6-й этап. Приватизация, преобразование и регулирование, 2009 г. – наст. время. В стране заработал механизм приватизации нефтехимии и ее децентрализации.

В настоящее время нефтехимическая промышленность Ирана включает в себя 81 компанию, 51 из которых являются частными и 30 – государственными. Особые позиции занимает государственная компания National Petrochemical Company (NPC), являющаяся дочерней компанией Министерства нефти Ирана. NPC отвечает за стратегию развития и функционирование нефтехимического сектора страны. Основанная в 1964 г., NPC начала свою деятельность с эксплуатации небольшого завода по производству удобрений в Ширазе. Сегодня NPC является вторым по величине производителем и экспортером продукции нефтехимии на Ближнем Востоке. За годы своей деятельности компания не только расширила ассортимент и объем своей продукции, но и развила такое направление, как НИОКР, что в немалой степени способствует повышению конкурентоспособности производимой продукции и укреплению позиций отрасли на внешних рынках.

После ухода европейских компаний многие строящиеся и весьма перспективные проекты были заморожены. Тем не менее за последние годы появилось множество небольших частных химических заводов в старых центрах развития химии – в городах Исфаган, Абадан, Тебриз, Арак, Карадж, Тегеран – по производству среднетоннажной и малотоннажной химии, в том числе ПАВов, химреагентов, растворителей, лубрикантов, парафинов, йода и т.д. Численность персонала на таких производствах – 30–300 человек, очень редко более 700. Всего построено более 150 заводов и небольших производств. Технологии новых проектов в основном устаревшие европейские и китайские, но сырьевой ресурс, а также собственное оборудование позволяют иранскому бизнесу поддерживать достаточно высокий уровень конкурентоспособности. По существу, это импортозамещающие производства, позволяющие противостоять санкциям и поднимать маржинальность нефтехимической промышленности Ирана.

По оценке иранских экспертов, Иран имеет 25% производственных мощностей нефтехимической промышленности ближневосточного региона и 2,5% мировых мощностей по производству основных нефтехимических продуктов, таких как бензол, что делает его вторым по величине производителем основных нефтехимических продуктов на Ближнем Востоке после Саудовской Аравии. Вместе с тем отсутствие доступа к иностранным ноу-хау привело к тому, что иранская нефтехимическая промышленность пока отстает от своих региональных конкурентов – Катара и Саудовской Аравии.

Основная причина отставания – назначенные по политическим причинам санкции, препятствующие притоку инвестиций и передовых технологий. Например, в июне 2019 г. правительство США ввело санкции против крупнейшей нефтехимической компании Ирана – Persian Gulf Petrochemical Industries Company, обвинив ее в оказании «финансовой поддержки» Корпусу стражей исламской революции, который находится в американском списке иностранных террористических организаций.

Власти Ирана предпринимают меры, направленные на развитие нефтехимической промышленности как наиболее перспективной и прибыльной отрасли: выделяются земли, организовываются сервисные подразделения, предоставляющие воду, электричество и пар, готовятся соответствующие кадры, в том числе технологи и научный персонал. В отрасли функционирует Нефтехимическая научно-техническая компания и Научно-исследовательский институт нефтяной промышленности.

Особо следует отметить тот факт, что, столкнувшись с ограничениями, вызванными санкциями США, Министерство нефти Ирана изменило стратегию развития страны: дистанцировалось от продажи сырой нефти и взяло курс на производство продуктов с большей добавленной стоимостью.

В настоящее время в Иране действуют 67 нефтехимических комплексов номинальной мощностью почти 100 млн т. По оценкам, в 2021 г. в стране произведено в общей сложности 40 млн т конечной нефтехимической продукции, при этом, несмотря на прибыльный характер нефтехимического производства, цена химической продукции в Иране примерно на 50–70% ниже, чем цена этих продуктов на международных рынках, что делает ее прибыльной для экспорта.

Из последних проектов особого внимания заслуживает проект по производству метанола мощностью 1,65 млн т, реализованный в 2021 г. в г. Эселуйе компанией Persian Gulf Apadana Petrochemical Company. Лицензиар – швейцарская компания Casale, предлагающая комплекс услуг по производству аммиака, карбамида, меламина и метанола. Стоимость проекта – 511 млн долл. Как известно, метанол является сырьевым ресурсом множества производств химической продукции, поэтому ввод в эксплуатацию столь мощного объекта укрепил конкурентоспособность иранской нефтехимии и значительно расширил горизонты иранского бизнеса.

При высокой ценовой конкурентоспособности иранская нефтехимическая продукция даже в условиях санкций законно и незаконно попадает на мировой рынок. В результате нефтехимический экспорт стал вторым источником валютного дохода Ирана после сырой нефти и составляет почти 1/3 ненефтяного экспорта страны.

В 2020 г. генеральный директор NPC Бехзад Мохаммади заявил, что за период с марта 2019 г. по март 2020 г. (отчетный год в Иране) на экспорт было поставлено порядка 25 млн т нефтехимической продукции на сумму почти 10 млрд долл. Поступления от продажи нефтехимической продукции на внутреннем рынке составили примерно 5 млрд долл., то есть в целом нефтехимия за год принесла стране 15 млрд долл. По словам Мохаммади, к марту 2022 г. к реализации запланированы еще 27 проектов, в результате чего доход от нефтехимической промышленности возрастет до 25 млрд долл.

На экспорт поставляются в основном пластмассы и продукты органической химии – полиэтилен, полипропилен, ПВХ, ПЭТ, поликарбонат, метанол, стирол, этилен, пропилен, кальцинированная сода, меламин и др. Экспортируются Ираном также азотные удобрения (карбамид), ПАВ, моющие, чистящие средства и др.

На рис. 1 приведена динамика иранского экспорта важнейших товарных групп химической и нефтехимической продукции. Из приведенного следует, что экспорт нефтехимической промышленности Ирана в целом имеет повышательный тренд, несмотря на то что санкциям подвергаются даже компании-контрагенты. Яркий пример: Государственный департамент США ввел санкции в отношении китайской компании Shandong Qiwangda Petrochemical Co. Ltd., гонконгских компаний Triliance Petrochemical и Jiaxiang Industry Hong Kong Limited за умышленное участие в крупной сделке по покупке, приобретению, продаже или транспортировке нефтехимических продуктов из Ирана.

Рис. 1. Объемы экспорта основной нефтехимической продукции из Ирана в период 2017–2021 гг., млн долл.

 

Действующие относительно Ирана санкции ограничивают географический контур экспорта нефтехимической продукции: основными рынками сбыта являются Китай и страны ближневосточного региона (рис. 2).

Рис. 2. Географическая структура экспорта нефтехимической продукции Ирана в 2021 г., %

 

В жестких условиях санкций для привлечения покупателей иранский бизнес часто предлагает цены, покрывающие наряду с дополнительными сборами за банковские транзакции расходы на доставку и страхование. Эти дополнения поднимают стоимость иранской продукции примерно на 25%, но из-за низкой себестоимости ценовая конкурентоспособность сохраняется и экспансия иранского экспорта расширяется.

Несмотря на санкции, Иран по-прежнему импортирует целый ряд важных химических продуктов: фенол, ацетон, ацетонитрил, полиамид, акрилаты, ММА. Импорт поступает из Южной Кореи, Румынии, Китая, Индии, ОАЭ, ЮАР и в очень малых объемах – из России.

Основываясь на целях, изложенных в Документе о видении страны до 2025 г., правительство Ирана стремится сделать свою нефтехимическую промышленность самой передовой в регионе, обогнать даже саудовскую корпорацию SABIC. Согласно планам, к 1404 г. (по персидскому календарю; начнется в марте 2025 г.) производственные мощности нефтехимической промышленности вырастут со 100 до 130 млн т, что приведет к повышению дохода страны от нефтехимического производства до 37 млрд долл., а к 2027 г. такие доходы возрастут до 53 млрд долл.

Широкомасштабные планы Ирана по развитию нефтехимии требуют соответствующих инвестиций. По словам генерального директора NPC Мохаммади, к настоящему времени в нефтехимическую промышленность инвестировано около 80 млрд долл., к 2027 г. общий объем инвестиций в программу развития отрасли достигнет 85 млрд долл.

Таким образом, понимая высокую маржинальность нефтехимического производства, Иран даже в условиях жестких санкций строит весьма амбициозные планы развития данной отрасли. Подобная политика имеет поступательный характер и может стать примером для российского бизнеса, тем более что некоторые продукты, ввозимые в Иран по импорту, производятся с профицитом в России и существует возможность освоить новую и пока еще свободную рыночную нишу. Кроме того, может быть перспективным создание совместных российско-иранских предприятий по производству малотоннажной продукции – катализаторов, химреагентов для нефтедобычи, кремнийорганики, инженерных компаундов и т.п. В Иране для производства малотоннажной нефтехимической продукции имеются сырье, оборудование и опыт, который в сложившейся геополитической обстановке может быть полезным для российских предпринимателей.

Время санкций – время выстраивания новых экономических цепочек!

Прочитано 555 раз
Гавриленко В.А.

канд. хим. наук, ученый секретарь ОАО «НИИТЭХИМ»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.