ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Среда, 23 ноября 2022 06:12

Экспертиза: Без ЛКМ судостроительная отрасль не останется

Автор

Портал Кorabel.ru попросил представителей крупных российских компаний по производству ЛКМ рассказать о ситуации на рынке лакокрасочных материалов для судостроения и проблемах, стоящих перед производителями ЛКМ.

– Какие главные проблемы у лакокрасочников сегодня?

Александр Гареев, директор бизнес-направления «Авиация и судостроение», АО «Русские краски»: Проблемы заключаются в отсутствии в России производителей качественных эпоксидных смол, отвердителей и пигментов в первую очередь для двухкомпонентных лакокрасочных покрытий.

Владимир Федотов, руководитель направления «Судовые системы», ЗАО «ЭМЛАК»: На данный момент главная проблема в том, что разорваны многие логистические цепочки, чтобы восстановить поставки или переориентироваться на новые рынки, требуется время. Проблемы для производственных процессов также создают нестабильность национальной валюты и финансовые ограничения.

– Что необходимо делать для поддержки и развития отрасли?

Александр Гареев: В настоящее время требуется решить вопрос с транспортной логистикой сырья, импортируемого в Россию. Необходимо сокращать бюрократию и стоимость сертификации продукции, снижать налоговую нагрузку прежде всего для производителей и перерабатывающей промышленности, уменьшать стоимость кредитования для промышленности.

Современные краски являются высокотехнологичным продуктом, имеющим в составе много различных компонентов. Необходимо развивать отечественную химическую промышленность, тогда многие сферы производства не будут так зависимы от импорта продукции. Чтобы увеличивать выпуск продукции и развивать производство, мы должны понимать объемы продукции, которая потребуется российским судостроительным и судоремонтным предприятиям в долгосрочной перспективе.

– Насколько загружены ваши мощности?

Владимир Федотов: Мы загружены на 120%. План производства расписан на несколько недель вперед, и это только начало.

Александр Гареев: Наши мощности работают сегодня примерно на 70%.

– Как скажется на отечественном рынке ЛКМ приостановка деятельности и, возможно, уход ряда зарубежных компаний?

Александр Гареев: Уход зарубежных компаний приведет к срыву поставок сырья и росту стоимости продукции.

Владимир Федотов: На данный момент многие судостроительные предприятия уже вынуждены остановить производственные процессы из-за прекращение поставок материалов и оборудования по заключенным договорам. Под угрозой оказались как частные заказчики, так и гособоронзаказ. Мы ежедневно получаем запросы от судостроительных заводов о срочной поставке материалов, но многократно нарастить объем выпускаемой продукции просто невозможно.

Надеюсь, это станет хорошим уроком для нашей промышленности и приведет к переориентации на российских поставщиков. Нужно было заниматься развитием производства, а не говорить об этом годами. Российская промышленность оказалась не готова к нынешнему развитию событий.

– Как кризис повлиял на потребителей и их предпочтения?

Александр Гареев: Сейчас наблюдается серьезный дефицит продукции на рынке, поэтому о предпочтениях рано говорить.

Владимир Федотов: Из-за увеличения стоимости ЛКМ многие просто откажутся от покраски или будут красить низкокачественными материалами. Многие проекты будут свернуты или заморожены.

– Каково качество и устойчивость отечественных ЛКМ?

Александр Гареев: Лакокрасочные материалы отдельных российских производителей, в частности нашей компании, соответствуют импортным аналогам и международным стандартам, принятым в отрасли.

Владимир Федотов: Качество наших материалов зачастую не только не уступает, но по ряду параметров может и превосходить импортные аналоги. Конечно, бывает, что на нашем рынке встречаются недобросовестные поставщики. Стоит порекомендовать судостроителям работать напрямую с заводами ‒ изготовителями ЛКМ. Они обладают проверенной годами репутацией, имеют в штате инспекторов по контролю за нанесением материалов и предлагают на свою продукцию гарантию.

– Сколько времени займет изменение логистики и переориентация на других поставщиков компонентов?

Александр Гареев: Транспортная логистика в настоящее время не имеет четких сроков и параметров. Перечень поставщиков, готовых работать с российскими производителями, постоянно меняется. Если говорить об испытаниях новых материалов, то нужно понимать, что они занимают от полугода до трех лет. По этим причинам обозначать сроки пока рано.

Владимир Федотов: Многие цепочки поставок нарушены, а замена одного поставщика на другого требует времени. Необходимо провести испытания и понять, можно ли использовать конкретные виды сырья для изготовления той или иной продукции. Мы работу в этом направлении начали заранее и имеем сегодня определенные наработки.

– Каковы прогнозы по стоимости ЛКМ в ближайшей и среднесрочной перспективе?

Александр Гареев: Рост стоимости будет значительным. Кроме курса валют на нее влияют дефицит сырья, проблемы с логистикой и значительное удорожание кредитных ресурсов.

Владимир Федотов: Мы уже несколько лет наблюдаем рост стоимости сырья во всем мире. Сначала это было обусловлено пандемией COVID-19 и остановкой многих заводов из-за карантинных мер. Теперь на стоимость ЛКМ будут воздействовать санкции, применяемые по отношению к России, и нестабильность на сырьевых рынках. Цена увеличится существенно.

– Как решаются проблемы с сертификацией ЛКМ в России?

Александр Гареев: Продукция марки PK-Marine компании «Русские краски» прошла сертификацию в РМРС и РРР. Дано положительное заключение на использование марки на судах и кораблях ВМФ. Подтверждено производство этой промышленной продукции на территории России, и сейчас мы получаем заключение от АО «РТ-Техприемка». Компания продолжает проводить сертификацию, это занимает значительное количество времени и средств.

Владимир Федотов: Проблем с сертификацией у нас нет, мы давно и плодотворно работаем с РМРС и РРР.

– Оптимистический и пессимистический сценарии развития отрасли в вашем представлении. Могут ли отечественные судостроители остаться без краски?

Александр Гареев: Сценарии развития писать сегодня преждевременно. Без ЛКМ судостроительная отрасль не останется, а вот качество материалов будет зависеть от множества факторов. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы удержать планку качества.

Владимир Федотов: Совсем без краски не останутся, но многим придется перейти на менее качественные и технологичные ЛКМ. Кто-то, возможно, отложит окраску судов до лучших времен. С рынка ушли очень крупные игроки, заменить такой объем быстро невозможно, тем более в условиях проблем с логистикой и доступом к современному оборудованию и технологиям. Все предприятия, имеющие долгосрочные контракты с нашей компанией, практически не пострадают от нынешней ситуации. Сегодня идут переговоры с несколькими крупными судостроительными заводами о долгосрочном сотрудничестве. Будет сложно, но мы приложим все силы, чтобы решить нынешние проблемы.

Прочитано 464 раз
НИИТЭХИМ

niitekhim.com/ | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.