В.А. ГАВРИЛЕНКО,
канд. хим. наук, ученый секретарь
ОАО «НИИТЭХИМ»
Казалось бы, российские химики могут гордиться экспортным потенциалом своей отрасли: ежегодно на экспорт поставляется до 40% произведенной химической и нефтехимической продукции на сумму 20–25 млрд долл.
Вместе с тем в общемировом товарообороте химической и нефтехимической продукции позиции России не соответствуют возможностям страны с мощнейшей базой углеводородного и минерального сырья.
В 2015 г. степень интеграции российского химического комплекса в мировом товарообороте химической и нефтехимической продукции составила 4,3%, т.е. на мировом рынке химикатов Россия находится на уровне Японии и Южной Кореи, практически не имеющих собственных сырьевых ресурсов (табл. 1, рис. 1).
Более того, при высокой экспортной компоненте химического комплекса валютная выручка выглядит весьма скромно, что определяется превалированием в структуре дешевой продукции низкого передела сырья (рис. 2).
Сложившийся в настоящее время низкий курс рубля способствует расширению экспорта. Но настало время отойти от практики увеличения валютной выручки за счет увеличения физических объемов дешевой продукции с низкой степенью передела сырья. Для повышения эффективности экспорта химической и нефтехимической продукции первоочередной задачей является диверсификация структуры за счет увеличения объемов поставок продукции с высокой добавочной стоимостью.
Этот лозунг звучит много лет и положительные изменения в структуре экспорта химической и нефтехимической продукции все-таки происходят. Что же нужно делать, чтобы процесс экспорта высокотехнологичной продукции шел более эффективно?
Безусловно, в первую очередь необходимо иметь экспортный потенциал такой продукции. Однако без поддержки государства производителям потенциально экспортной продукции выходить на мировой рынок трудно. Очевидно, что такие же трудности испытывают экспортеры во всех странах, участвующих в мировом интеграционном процессе. Поэтому в мировой практике система поддержки экспортеров отлажена, постоянно совершенствуется и приносит соответствующие дивиденды. А какие меры поддержки экспортеров в России?
В России в целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.
Государственное финансовое содействие организациям – экспортерам перерабатывающих производств осуществляется в соответствии с Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р.
К мерам государственной финансовой поддержки экспорта относятся:
– страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
– гарантирование экспортных операций;
– долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование;
– возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Обязанность финансового агента Правительства Российской Федерации возложена на АО «Росэксимбанк», которое предоставляет средне- и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний, в том числе за счет или с участием средств федерального бюджета, осуществляет предэкспортное финансирование российских экспортеров, выдает банковские гарантии, покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций.
Важно отметить, что на финансовую поддержку экспортной деятельности могут рассчитывать и отдельные субъекты малого и среднего предпринимательства, причем на условиях софинансирования не только из федерального, но и регионального бюджета.
Страховую поддержку экспортеров осуществляет АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), созданное в 2011 г. Основная цель деятельности Агентства – поддержка высокотехнологичного экспорта посредством страхования кредитных и политических рисков по экспортным кредитам и страхования российских инвестиций за рубежом от политических рисков. Единственным акционером ЭКСАР является Внешэкономбанк.
Агентство ЭКСАР покрывает до 90% коммерческих и до 95% политических рисков по экспортному проекту, а по отдельным проектам уровень страхового покрытия может быть увеличен до 100%. Оно помогает найти торговых партнеров и перспективные проекты, страхует риски в рамках экспортно-импортных контрактов и стимулирует увеличение объемов сотрудничества, предоставляя льготное финансирование. Особенность страховых программ ЭКСАР – возможность привлекать долгосрочное финансирование (до 15 лет) под реализацию масштабных инвестиционных проектов. В 2016 г. агентство ЭКСАР поддержало экспортеров российской продукции на 7,9 млрд долл.
Гарантийная поддержка оказывается в отношении экспорта всех работ и услуг российских участников внешнеэкономической деятельности, а также при экспорте определенных видов промышленной продукции, в их числе все высокотехнологичные товары. Гарантийная поддержка означает, что Правительство Российской Федерации или Минфин берут на себя обязательство полностью или частично ответить за неисполнение обязательств другой стороной соглашения по контракту/финансовому обеспечению.
Объем гарантий в целях поддержки экспорта в 2015 г. составил 206 млрд руб., в 2016 г. – 398 млрд руб., или 3,4 и 6,2 млрд долл. соответственно. Много это или мало? Для сравнения с другими странами-экспортерами в табл. 2 приведены данные об объемах средне- и долгосрочной государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в некоторых странах мира в период 2008–2012 гг.
Из приведенных данных следует, что по объему гарантийной поддержки экспорта мы в разы уступаем Китаю, США, Германии, Франции и даже Индии. При этом в России государственная гарантийная поддержка оказывается только в отношении промышленной продукции, включенной в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222-р.
Важно, что в этот перечень включен целый ряд химической и нефтехимической продукции (полимеры, синтетические смолы и изделия из них), экспортеры которой могут рассчитывать на государственную гарантию своих поставок за рубеж.
Кроме финансовых мер поддержки экспортеры могут получать информационно-консультационную поддержку, а также содействие в их выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом.
В целях координации работ по оказанию финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортеров в 2015 г. был создан Российский экспортный центр (РЭЦ), который является 100%-ным дочерним обществом Внешэкономбанка. В 2016 г. осуществлено дальнейшее совершенствование государственного аппарата по поддержке экспортеров: образована Группа РЭЦ, в состав которой интегрированы АО «РЭЦ», АО «ЭКСАР» и «Росэксимбанк».
Таким образом, в России разработаны и внедрены в практику меры финансового и организационного характера, направленные на поддержку экспортеров. Химическая промышленность не включена в перечень приоритетных отраслей для поддержания экспорта, тем не менее агентство ЭКСАР, принимая во внимание положительный тренд развития химического и нефтехимического комплекса, весьма благосклонно относится к экспортерам химической и нефтехимической продукции. Так, в 2015 г. под страховое покрытие агентства ЭКСАР одна из крупнейших компаний химического комплекса – АО «ОХК «УРАЛХИМ» получила во Внешторгбанке кредит на сумму более 100 млн долл., что позволило компании увеличить экспорт производимых минеральных удобрений.
В сентябре 2016 г. агентство ЭКСАР и АО «РВК» заключили сделку, в рамках которой Агентство застраховало поставки теплоизоляции «Пеноплэкс», полимерной гидроизоляции «Пластфоил», полистирола «Стайровит» и декоративных материалов «Плинтэкс» в страны СНГ и Европы – Молдову, Армению, Беларусь, Финляндию, Литву, Эстонию, Монголию, Чехию, Польшу и другие страны. Общий объем поддержанного экспорта в рамках данной сделки составил более полутора миллиардов рублей.
***
Можно констатировать, что в господдержке нуждаются практически все химические и нефтехимические компании, поставляющие свою продукцию за рубеж. Однако следует иметь в виду основное условие оказания государством финансовой помощи – продукция должна быть высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке.