Таким образом, в случае подписания Россией СПЗ возможности для «утечки» бюджетных денег при проведении государственных закупок будут ограничены, хотя в настоящее время цифры, которые озвучила в Государственной Думе Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, весьма впечатлительны. Согласно отчету в 2015 г. при использовании бюджетных средств разных нарушений аудиторы обнаружили на сумму более чем 516 млрд. руб. и больше всего денег «утекло» в ходе государственных и муниципальных закупок — 278,9 млрд. руб. (54% от всех нарушений).
В настоящее время подписали СПЗ 45 членов ВТО (включая 28 стран —членов ЕС). Еще 30 членов ВТО являются наблюдателями в СПЗ, девять из них ведут переговоры о присоединении к СПЗ и среди них — Китай, который очень заинтересован в этой акции. Из стран бывшего СССР переговоры о присоединении к СПЗ ведут Грузия, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Россия и Казахстан взяли в своих протоколах о присоединении обязательства начать переговоры о присоединении к СПЗ.
Основными обязательствами для стран — участниц СПЗ являются:
— предоставление национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ) товарам и услугам и их поставщикам из стран —участниц СПЗ;
— фиксирование пороговых значений, начиная с которых закупка товаров или услуг подпадает под действие СПЗ:
- для товаров — с 350 тыс. евро;
- для услуг — с 250 тыс. евро;
- отдельным блоком выделены строительные работы, проводимые государством, — аэропорта, железной дороги и др. Для таких работ пороговое значение зафиксировано на уровне 5 млн. евро;
— применение принципа транспарентности на всех этапах осуществления правительственных закупок;
— формирование на стадии присоединения к СПЗ перечня обязательств (оффера), на основе которого страна готова применять СПЗ.
СПЗ также закрепляет использование системы разрешения споров ВТО в случаях необходимости оспаривания результатов проведения государственных закупок, ущемления или несоблюдения интересов сторон.
Процесс присоединения к СПЗ разбит на три этапа:
— согласование в рамках двусторонних и многосторонних консультаций сформированного перечня обязательств (оффера) присоединяющейся стороны по охвату соглашения и его принятие участниками СПЗ (т.е. переговоры со всеми 45 странами);
— проверка соответствия национального законодательства, регулирующего осуществление государственных закупок, норма СПЗ на основании заполненного присоединившейся стороной вопросника;
— согласование со странами — участниками СПЗ возможных переходных мер, необходимых для имплементации обязательств.
Исходя из сложившейся практики, переговоры по присоединению к СПЗ, в частности по представленному перечню обязательств, представляют собой длительную процедуру (пять—семь лет).
С целью конкретизации сферы охвата Соглашения присоединяющейся к СПЗ страны формируют перечни обязательств (офферы) в виде семи разделов:
Раздел 1. Организации центрального/федерального подчинения (87 министерств).
Раздел 2. Организации регионального подчинения.
Раздел 3. Другие организации.
Раздел 4. Товары.
Раздел 5. Услуги.
Раздел 6. Отдельные строительные услуги
Раздел 7. Общие комментарии
Разделы 3–6 представляют собой списки товаров, услуг и строительных работ, которые могут закупаться для обеспечения государственных и муниципальных нужд в зарубежных странах, т.е. будут подпадать под действие СПЗ присоединяющейся страной. TX Global
Определить список товаров и услуг, подпадающих под действие СПЗ, — трудная задача, которая стоит перед российской стороной. Формирование оффера будет проходить до 21 августа 2016 г.
При этом нельзя допускать, чтобы за рубежом за бюджетные деньги закупалась продукция, производимая в России и по своим потребительским параметрам не уступающая зарубежным аналогам.