Инновационное развитие химического комплекса осуществляется главным образом по следующим направлениям:
– ввод новых и модернизация действующих мощностей путем внедрения безотходных и экологически чистых технологий;
– расширение номенклатурного ряда, марочного ассортимента;
– строительство систем очисток и регенераций производства в целях охраны окружающей среды;
– создание совместных производств с иностранными компаниями по выпуску конкурентоспособной продукции.
Вместе с тем инновационное развитие химического комплекса проходит в условиях действия целого ряда системных проблем (рис. 1).
Под воздействием целого ряда позитивных и негативных факторов в период 2005–2017 гг. российский химический комплекс развивался по восходящему вектору, при этом после 2010 г. темпы производства химического комплекса опережали темпы развития обрабатывающих производств в целом (рис. 2). Важно отметить, что повышательный тренд определялся не только ростом объемов выпуска химической и нефтехимической продукции, но и ростом цен на производимую продукцию вследствие инфляционных процессов.
Разработанная и принятая приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № 119 «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г.» (Стратегия-2015) определила инновационный вектор развития химического комплекса. Процесс обновления отрасли за счет введения производств по выпуску химической продукции на основе современных технологий пошел достаточно эффективно.
Начавшимся в химическом комплексе преобразованиям нанес серьезный удар мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Инвесторами был внесен ряд весьма серьезных корректировок в реализацию предусмотренных в Стратегии-2015 мероприятий по техническому перевооружению, модернизации и созданию новых производств в намеченные сроки. Ряд запланированных в Стратегии-2015 мероприятий по реализации инвестиционных проектов был пересмотрен и откорректирован по срокам их реализации с пролонгацией на более отдаленную перспективу.
Вместе с тем, несмотря на снижение инвестиционной активности в период до 2014 г., был реализован ряд достаточно крупных инвестиционных проектов:
в подотрасли по производству минеральных удобрений:
– создание нового производства карбамидо-аммиачной селитры мощностью 500 тыс. т/год – в ОАО «Акрон»;
– создание производства аммиака мощностью 183 тыс. т/год – в ОАО НАК «Азот»;
в подотрасли по производству шин:
– создание нового производства ЦМК грузовых и автобусных шин мощностью 600 тыс. шт./год – в ОАО «Нижнекамскшина». Данное производство базируется на технологиях и оборудовании фирмы Continental (Германия);
– создание нового производства легковых шин мощностью 2 млн шт./год – в ОАО «Нижнекамскшина». Производство функционирует на импортных технологиях и оборудовании;
– создание нового производства грузовых шин мощностью 225 тыс. шт./год – в ОАО «Омскшина». Производство функционирует как на импортных технологиях и оборудовании, так и на отечественных;
в подотрасли по производству синтетических смол и пластических масс:
– создание нового производства поликарбоната мощностью 65 тыс. т/год – в ОАО «Казаньоргсинтез». Производство функционирует на импортных технологиях и оборудовании (Япония);
– создание нового производства полиэтилена мощностью 230 тыс. т/год – в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Технология – фирмы Basell (Швейцария), оборудование – фирмы Technimont (Италия);
– создание в период 2005–2017 гг. нового производства полистирола мощностью 50 тыс. т/год – в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Производство функционирует на импортных технологиях и оборудовании;
– создание нового производства полистирола мощностью 50 тыс. т/год – в АО «Сибур-Химпром», г. Пермь. Производство функционирует на импортных технологиях и оборудовании;
– создание нового производства полиэтилена мощностью 120 тыс. т/год – в ОАО «Газпром Нефтехим Салават»;
– создание нового производства ПЭТФ мощностью 240 тыс. т/год – в АО «Экопэт», г. Калининград;
в подотрасли по производству хлорсодержащей продукции:
– создание нового производства мембранной каустической соды мощностью 150 тыс. т/год – в ОАО «Саянскхимпласт». Технологии и оборудование фирмы Asahi Kasei (Япония).
Мониторинг хода реализации Стратегии-2015 показал, что глобальное влияние мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. оказалось настолько негативным, что большинство параметров, критериев и индикаторов, предусмотренных Стратегией-2015, достигнуты не были, в том числе по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами фактические данные были ниже целевых значений (рис. 3).
В установленные Стратегией сроки в заданном объеме не были выполнены пункты Плана мероприятий, а также в полной мере не удалось решить все поставленные ?Задачи. Потребовалась разработка новой стратегии, отвечающей сложившимся реалиям и определяющей развитие отрасли на более отдаленную перспективу.
В 2013 г. председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение Минпромторгу России разработать с привлечением ведущих экспертов «Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г.» (Стратегия-2030). К исполнению данного поручения была привлечена малоизвестная в химическом сообществе компания Strategy Partners Group. Подготовленный данной компанией проект Стратегии-2030 обсуждался на многих дискуссионных площадках и был критически оценен рядом отраслевых специалистов. Отдельные замечания были учтены и скорректированы. В частности, был расширен сегмент сырьевого обеспечения отрасли в соответствии с «Планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г.».
После определенных корректировок «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г.» была утверждена приказом Минпромторга России и Минэнерго России от 8 апреля 2014 г. № 651/172.
В Стратегии-2030 предусмотрена реализация 199 проектов по выпуску химической и нефтехимической продукции. Общая сумма инвестиций – более 1 трлн руб.
В 2015–2016 гг. реализован целый ряд проектов, крупнейшими из которых были:
– проект «Аммиак-4», реализованный в Великом Новгороде ПАО «Акрон». Объем инвестиций составил более 20 млрд руб.;
– проект ОАО «КуйбышевАзот» в г. Тольятти Самарской области по производству циклогексанона мощностью 140 тыс. т в год по лицензии нидерландской компании Royal DSM. Объем инвестиций по данному проекту составил 7,2 млрд руб.;
– проект ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ» по производству в г. Ульяновске радиальных шин для легковых автомобилей мощностью 4 млн шин в год. Объем инвестиций составил 12,5 млрд руб.
Начался процесс импортозамещения в области малотоннажной химии. Так, в ООО «Вотерфолл ПРО» в г. Шахты Ростовской области бывло запущено современное производство БОПП-пленок мощностью 60 тыс. т в год. Общий объем инвестиций составил 8,4 млрд руб.
АО «Метаклэй» в г. Карачеве Брянской области запустило производство силанольносшиваемых полимеров для последующего изготовления однослойного антикоррозионного покрытия стальных труб, используемых в нефтегазовой промышленности, мощностью 80 тыс. т в год. Объем инвестиций в проект составил 517 млн руб.
ОАО «Алтайский Химпром» в г. Яровое Алтайского края запустило производство противотурбулентной присадки мощностью 3 тыс. т в год. Объем инвестиций составил 3,1 млрд руб.
ЗАО «Хемпель» ввело 21 тыс. т/год индустриальных ЛКМ и ООО «Завод «Краски «КВИЛ» – 20 тыс. т водно-дисперсионных и водоэмульсионных ЛКМ.
По приказу Минпромторга России № 33 и Минэнерго России № 11 от 14 января 2016 г. в «Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г.» разработчиком первичной версии – компанией Strategy Partners Group – были внесены изменения, учитывающие состояние российской экономики и перспективы развития отечественной промышленности, обозначенные в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323).
Мониторинг скорректированной Стратегии-2030, проведенный в ОАО «НИИТЭХИМ» по показателям развития химических и нефтехимических производств, выявил целый ряд значительных расхождений фактических данных от целевых показателей. Так, показатель «объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по химическому комплексу (в действующих ценах)» превысил целевые показатели: в 2015–2017 гг. – на 674,6; 558,3 и 530 млрд руб. соответственно (рис. 4).
Превышение основного целевого показателя Стратегии-2030 обусловлено, главным образом, увеличением физического объема производства продукции за счет более интенсивного использования мощностей (благодаря их модернизации), а также роста цен на многие виды химической продукции.
Существенное расхождение с целевыми показателями произошло и в сфере инвестирования химических проектов: в 2015 г. реальный показатель превысил целевой на 107,76 млрд руб. (на 44,7%), в 2016 г. – на 36,4 млрд руб. (на 10,6%) и составил 381,4 млрд. руб. против 348,76 млрд руб. в предыдущем году.
Среди других показателей развития химического и нефтехимического комплекса следует выделить показатель, характеризующий зависимость рынка химической и нефтехимической продукции от поставок по импорту. В химическом комплексе доля импорта в потреблении химической и нефтехимической продукции традиционно высока (в 2017 г. – 34,9%), в то время как в Стратегии-2030 доля импорта в потреблении продукции химического комплекса в 2017 г. представлена на уровне 15,8%, что нивелирует существующую проблему импортозависимости отрасли.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии-2030 в 2017 г. были разработаны проекты «дорожных карт» по следующим подотраслям химического комплекса:
– производство минеральных удобрений;
– производство продукции малотоннажной химии;
– производство шин;
– производство изделий из пластмасс*;
– производство лакокрасочных материалов*;
– производство химических волокон и нитей*.
* Разработаны ОАО «НИИТЭХИМ» по госконтракту с Минпромторгом России в период с 10 июля по 10 декабря 2017 г.
В вышеотмеченных «дорожных картах» предусмотрены мероприятия следующего контента:
– развитие внутреннего рынка путем поддержки сегментов российской экономики, являющихся ключевыми сферами потребления химической и нефтехимической продукции (строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение, пищевая промышленность и др.);
– повышение конкурентоспособности химической и нефтехимической продукции на внутреннем и внешнем рынках;
– совершенствование таможенно-тарифного регулирования;
– импортозамещение;
– расширение экспорта высокотехнологичной продукции;
– подготовка кадров;
– совершенствование технического регулирования и стандартизация;
– совершенствование статистического учета.
Выполнение разработанных в «дорожных картах» мероприятий будет способствовать расширению емкости внутреннего рынка химической и нефтехимической продукции, («химизации» российской экономики, способствующей инновационному развитию сфер потребления химической и нефтехимической продукции), повышению конкурентоспособности химической и нефтехимической продукции на внутреннем и внешнем рынках.