ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Вторник, 27 ноября 2018 10:04

Взгляд через 60-летие

Автор

В.С. САВИНОВ,

исполнительный директор

Российского союза химиков

 

Вячеслав Сергеевич Савинов родился 25 августа 1944 г. в пос. Лежнево Ивановской обл. В 1968 г., после окончания семилетки, поступил по дополнительному набору в Ивановский химико-технологический техникум на отделение «Технология химических волокон». По окончании техникума в 1962 г. был направлен в г. Калинин (ныне Тверь) на завод Химического волокна № 510, который в 1970 г. вошел в состав ПО «Химволокно». Прошел трудовой путь от старшего аппаратчика химического цеха до руководителя производства.

В 1978–1991 гг. – на партийной работе: секретарь парткома ПО «Химволокно», заместитель заведующего отделом промышленности Калининского обкома партии, первый секретарь Московского райкома КПСС г. Калинина, с 1983 г. ответственный работник аппарата ЦК КПСС: отделы химической промышленности и организационно-партийной и кадровой работы.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 221-р от 06.06.1994 г. участвовал в создании холдинговой компании «Экономическое содействие развитию химии, которые возглавлял в качестве генерального директора в 1995–2013 гг.

В настоящее время – исполнительный директор Российского союза химиков.

 

Все шесть десятилетий моего трудового пути связаны с химической промышленностью СССР и РФ: в нынешнем году отмечаю своего рода юбилей, который совпадает с 60-летием майского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС, принявшего историческое, очень важное для развития экономики страны, решение о начале химизации народного хозяйства СССР.

Конечно, в конце 1950-х – начале 1960-х, когда я учился в техникуме и только начинал свой трудовой путь, мне было непросто оценить всю важность и масштабность принятых тогда решений. Спустя десятилетия, сравнивая сегодняшнее состояние химической промышленности с химическим комплексом 80-х годов прошлого столетия, прихожу к выводу, что наше поколение может гордиться тем, что участвовало в его создании и на практике показало, что приоритетное развитие химической промышленности является одним из решающих факторов динамичного развития экономики государства.

Вопросы о химизации в нашей стране возникали не раз. Об этом заговорили сразу после окончания Гражданской войны. Одна из первых пятилеток даже была названа пятилеткой химии. Но трудные послереволюционные годы, затем – Великая Отечественная война не позволяли полностью осуществить намеченные планы. Только после восстановления страны от военной разрухи и благодаря таким выдающимся политическим деятелям, как А.Н. Косыгин, Л.А. Костандов, Н.К. Байбаков, удалось убедить руководство страны в том, что уже давно настало время принять кардинальные решения и начать широкомасштабную работу по развитию самой химической промышленности и химизации всей экономики, которая остро нуждалась в новых, прогрессивных материалах.

Поэтому не случайно майский Пленум ЦК принял постановление с очень емкой формулировкой «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства».

Важно подчеркнуть, что программа химизации была не просто принята, она реально выполнялась. Более того, на декабрьском (1963 г.) Пленуме ЦК были не только подведены итоги предыдущих пяти лет и подтверждена правильность взятого курса, но и намечены новые грандиозные планы: к 1970 г. (за семь лет!) довести производство минеральных удобрений до 70–80 млн т (рост в 3,5–4 раза по сравнению с 1963 г.), химических волокон и нитей – в 4,4 раза, пластмасс и синтетических смол – почти в 7 раз, шин, синтетических каучуков и резинотехнических изделий – в 2 раза. И все это было выполнено. Постепенно формировался мощный химический комплекс страны.

К 1985 г. химическая индустрия выделилась в крупный сектор общественного производства, стала мощным рычагом повышения его эффективности. По объемам производства химической продукции СССР вышел на второе место в мире, а по минеральным удобрениям – на первое. При этом темпы роста химической промышленности среди других отраслей, не считая машиностроения, были значительно выше.

Выработка химических продуктов к 1985 г. более чем в 2,7 раза превысила их выпуск в 1970 г., а удельный вес химической продукции в общем объеме промышленного производства страны вырос с 5,4 до 6,7%.

По состоянию на 1985 г. в химической промышленности функционировали около 500 промышленных, научно-производственных и проектно-конструкторских организаций, в которых трудились 1,5 млн человек. Научный потенциал отрасли составлял 140 тыс. человек, среди которых – 15 академиков и членкоров, 2 700 – докторов и кандидатов наук.

Благодаря успехам химической науки и промышленности открылись новые уникальные возможности для внедрения в практику эффективных методов переработки нефти и ядерного топлива, использования бедных руд, комплексной переработки сырья, регенерации промышленных и бытовых отходов и многое другое.

При несомненных успехах химизации мы значительно уступали развитым странам по некоторым показателям. Так, производство на душу населения полиэтилена составляло в США 32,5 кг, в ФРГ – 28,0 кг, в СССР – 4,0 кг; полипропилена: в США – 12,8 кг, ФРГ – 9,5 кг, СССР – 0,42 кг; поливинилхлорида: в США – 16 кг, ФРГ – 25 кг, СССР – 2,1 кг; новые конструкционные материалы: 9,8 кг, 10,1 кг, 0,3 кг соответственно. Отставание, как видим, довольно большое.

Между тем мировая практика показывает, что уровень развития государства, его экономическая мощь в значительной мере определяется уровнем развития химической индустрии.

По данным 1985 г. удельный вес химической продукции в общем объеме промышленного производства в нашей стране был значительно ниже, чем в развитых странах. Так, если доля химии в промышленном секторе развитых капиталистических стран колеблется от 10 до 14 %, в ГДР и Чехословакии– от 8,5 до11% , то в СССР – около 7%, что в два раза ниже, чем в США. За последние 10 лет удельный вес химической продукции в промышленности США увеличился на 21%, Франции – на 19%, Италии – на 15%, а в СССР – только на 9,5%.

Несмотря на высокие темпы развития химпрома, отрасли народного хозяйства нуждались в новых химических материалах, которых не хватало, приходилось делать закупки по импорту. Химики испытывали острый недостаток в сырьевых ресурсах, в том числе углеводородных. Требовалась химизация самого химпрома, прежде всего за счет ускоренного развития нефте- и газохимии. Требовалось максимально вскрыть потенциальные богатства нефти.

Усиленное вовлечение углеводородов, природных и попутных газов в химическую переработку связано главным образом с тем, что они являются наиболее доступным и дешевым сырьем для производства многих химических продуктов и выход целевых продуктов из этого сырья в большинстве случаев высок. Достаточно сказать, что из 1 т сжиженных углеводородов можно получить до 400 кг полимерных материалов.

Не случайно контрольными цифрами на 1959–1963 гг. намечалось довести добычу нефти до 230–240 млн т в год, газа – до 150 млрд. куб. м против 30 млрд. куб. м в 1958 г., т.е. в пять раз. Планировалось увеличить мощности установок по первичной переработке нефти в 2,1–2,2 раза, каталитическому крекингу – в 4,3 раза, каталитическому риформингу – в 16–18 раз, производству масел – в два раза.

Для нашей страны это был значительный рывок. Были созданы крупнотоннажные мощности, появились заводы новой формации: «Омскнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Полимир» и многие другие.

Объективности ради, надо отметить, что по эффективности использования нефтяных углеводородов, природного и попутных газов мы значительно отставали от развитых стран, прежде всего от США, где в 1957 г. доля продуктов, полученных на базе нефти и природного газа, составила 26% от общего производства химических продуктов. В то время в нашей стране только приступали к масштабной химизации.

Этот пример ни в коей мере не умаляет наши достижения, а наоборот, показывает грандиозные успехи в развитии отечественной химической индустрии и химизации отраслей народного хозяйства.

Темпы создания химического комплекса СССР были просто потрясающими, беспрецедентными в мировой практике. Мы шли правильным путем.

В состав химического комплекса к 1985 г. входило пять союзных министерств: химической промышленности, по производству минеральных удобрений, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, Главмикробиопром, впоследствии Министерство медицинской и микробиологической промышленности, Госкомнефтепродукт.

Курировал работу химического комплекса Отдел химической промышленности ЦК КПСС, созданный в 1965 г. Это был небольшой отраслевой отдел, в котором работали 25 ответственных сотрудников, как правило, имеющих большой опыт хозяйственной и партийной работы. Основной функциональной задачей отдела была кадровая работа и контроль за исполнением принятых решений по развитию химического комплекса. В отделе было шесть секторов, пять из которых курировали отраслевые Министерства и один – специальную химию.

Я проработал в Отделе химии с 1983 по 1988 г. инструктором, консультантом, заведующим сектором. Это незабываемые годы в моей биографии, годы интересной совместной созидательной деятельности с отраслевыми министерствами, учеными, хозяйственными и партийными работниками, трудовыми коллективами предприятий и организаций. Это была большая школа и огромный приобретенный опыт, прежде всего, работы с людьми.

В начале 1980-х годов началось замедление темпов роста в химической промышленности, как и всей экономики. Разрыв в уровне производства ряда важных химических продуктов в СССР и США сокращался медленно, а по отдельным позициям за последние годы даже увеличился (по пластмассам – в 2,1 раза, химволокнам – в 1,4 раза).

В результате этого возросли диспропорции между потребностями народного хозяйства в химических продуктах и материалах и возможностями их удовлетворения. По многим видам этой продукции потребности сельскохозяйственного сектора, промышленности и строительства обеспечивались менее чем наполовину, особенно плохо – пластмассами и изделиями из них. Еще большее отставание имело место в структуре их производства. Удельный вес прогрессивных полимеров в общем объеме их выпуска в СССР составлял примерно 55% против 80% в США.

Вопреки мировым тенденциям отечественная промышленность в качестве конструкционного материала по-прежнему ориентировалась главным образом на металл. Так, производство стали в СССР в 1970–1985 гг. возросло на 39 млн т, тогда как в США и Западной Европе – снизилось на 50 млн т, в то же время выпуск пластмасс за этот период только в США увеличился почти на 13 млн т, а в нашей стране – на 2,6 млн т. Несмотря на это, Госплан СССР продолжал планировать на предстоящий период увеличение производства металла.

Дефицит современных химических материалов стал ощутимым тормозом в ускорении научно-технического прогресса и, прежде всего, в развитии ключевых направлений экономики – аграрного сектора, машиностроения, электроники, производства товаров для народа и др.

По инициативе отдела химической промышленности и при его непосредственном участии в 1985 г. была разработана комплексная программа химизации народного хозяйства страны на период до 2000 г.

Выполнение этой программы химизации позволяло внести значительный вклад в решение ключевых проблем народного хозяйства – ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию и повышение эффективности общественного производства, она в значительной степени способствовала решению Продовольственной программы СССР, Энергетической программы СССР, Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг, повышению оборонного потенциала страны.

За прошедшие два года с момента принятия программы рост объектов промышленного производства в химическом комплексе возрос на 9%, что соответствовало заданиям, его основной прирост был получен за счет роста производительности труда.

Как оказалось, это были последние позитивные достижения химизации. Проведенное в мае 1988 г. совещание в ЦК КПСС, рассмотревшее ход выполнения ранее принятых постановлений по развитию химического комплекса, отмечало, что практическое осуществление этой жизненно важной программы проводится медленно и не в тех масштабах, как это предусмотрено.

Наметилось серьезное отставание в выполнении планов ввода новых мощностей, сроки их сооружения в 1,5–2 раза выше нормативных. В долгострой превратился ряд важных объектов, создаваемых на комплектном импортном оборудовании, каждая вторая такая стройка завершалась с опозданием на один–три года.

И в этом же 1988 г. последовало аналогичное, на мой взгляд, решение о ликвидации ряда отраслевых отделов в системе ЦК КПСС. В их числе оказался и отдел химической промышленности.

Стагнация в экономике отрицательно сказалась на ускорении технического прогресса большинства отраслей. Дефицит современных химических материалов и изделий стал ощутимым тормозом в развитии ключевых направлений экономики – аграрного сектора, машиностроения, электроники, производства товаров для народа, оборонного комплекса и др.

Кстати, процессы замедления темпов химизации имеют место и в развитых капстранах, но там научились их своевременно предвидеть и системно гибко преодолевать. По данным 1981 г., в США, например, за счет НИОКР каждые четыре года обновляли номенклатуру химической продукции на 16%. В результате увеличивалась доля наукоемких подотраслей в структуре химической промышленности.

Рост цен на сырье и энергоресурсы заставлял разрабатывать и внедрять энергосберегающие технологии, осуществлять своевременное техническое перевооружение. Это было для крупных химических иностранных компаний, своего рода, неписанным правилом.

До 1991 г. снижение темпов роста объемов промышленного производства продолжилось. А дальше стало еще хуже. Распад Советского Союза негативно сказался на экономике России, химический комплекс понес огромные потери.

Покажу это на примере химических волокон и нитей, очень важного и динамично развивающегося в то время сегмента химической индустрии. В 1985 г. было произведено около 1,4 млн т химволокон, из них 770 тыс. т – синтетических. К 2000 г. их производство предполагалось довести до 3 млн т, из которых более 2 млн т, или почти 75%, – синтетические. И это было реально.

По состоянию на1990 г. функционировали около 30 предприятий, намечалось не только строить новые производства, но и осуществить техническое перевооружение действующих мощностей, вывести ряд устаревших и экологически небезопасных вискозных производств, внедрить энергосберегающие технологии и многое-многое другое.

Это была уникальная отрасль, работающая как на развитие отечественного легпрома, так и на ракето- и авиастроение, космонавтику и другие сектора экономики. С другой стороны, эта отрасль потребляла огромные количества целлюлозы, моноэтиленгликоля, параксилола, каустической соды и серной кислоты, капролактама, энергетических ресурсов, различного технологического оборудования, контрольно-измерительных средств и автоматики и т.д. Имела место тесная межотраслевая кооперация, дающая возможность постоянно двигаться вперед. Этому способствовал и мощный отраслевой научный потенциал: НПО «Химволокно» и проектный институт «Гипроив», г. Мытищи Московской обл., ВНИИ синтетических волокон, г. Калинин (ныне г. Тверь), их филиалы в разных городах страны.

Приватизация, дефолт, очередной финансовый кризис нанесли сокрушительный удар по российским химволокнам.

Остались «Каменскволокно», завод в г. Волжском (ныне «Газпром химволокно»), Тверской полиэфир, «осколки» от «Курскхимволокна», Кемеровского и Щекинского заводов. В одночасье не стало Балаковского, Калининского, Рязанского, Клинского, Красноярского, Барнаульских заводов. И даже последний, построенный в СССР завод по выпуску уникального высокомодульного волокна торговой марки «Сиблон» постигла участь превратиться в металлолом.

На примере химволокон можно говорить о такой же участи предприятий оргсинтеза, малотоннажной химии и других подотрослей, и не только химических. Окончательно разрушился единый народно-хозяйственный комплекс страны.

Не стало химических министерств, многих предприятий, ушла в прошлое отраслевая система управления, но остались кадры, люди, преданные химии, неравнодушные и глубоко убежденные в том, что только разумное, приоритетное возрождение химического комплекса позволит обеспечить ускоренное развитие экономики страны.

Люди и, конечно же, Российский союз химиков, отметивший в 2017 г. свое 20-летие. На мой взгляд, роль РСХ в консолидации химиков очень велика. Тесное взаимодействие с Минпромторгом России и другими структурами органов государственной власти, предоставление химического бизнес-сообщества в трехсторонней Комиссии, участие в разработке Стратегии развития химического комплекса на период до 2030 г., тесное взаимодействие с высшей химической школой и отстаивание ее стабильности, выполнение экспертных функций, по приоритетным инвестиционным проектам, интеграция в международные структуры и многое другое – вот основные направления деятельности РСХ, без которых сегодня нельзя представить себе химкомплекс.

Успехи Союза химиков связаны прежде всего с активной позицией людей, преданных химической промышленности, тех, кто стоял у истоков его создания, и тех, кто работает в нем в настоящее время.

При этом замечу, что у Российского союза химиков огромный потенциал, требуется его раскрыть как с помощью самих химиков, так и государства. Отраслевым Союзам должен быть предоставлен статус полноценной дееспособной структуры гражданского общества, они должны играть важную роль в системе управления между бизнесом и органами государственной власти. Уверен, что мы к этому придем.

На сегодняшний день многое изменилось: сформировались и оптимизировали свою деятельность крупные компании: «ФосАгро», «СИБУР», «Акрон», «ЕвроХим», «Уралхим», «КуйбышевАзот», «Нижнекамскнефтехим» и др. Общими усилиями удалось обеспечить в течение последних лет опережающий рост химической промышленности. На фоне почти нулевого роста российской экономики в целом нам это представляется очень значимым. Химики в очередной раз показывают правильность направленности вектора на химизацию. Надо развивать этот успех, не терять динамики.

Здесь очень важна роль государства как регулятора. Пора переломить ситуацию с углеводородным сырьем, перерабатывать нефть и газ в больших количествах у себя и производить отечественные прогрессивные химические материалы с высокой добавленной стоимостью. В Татарстане идут именно по такому пути.

Надо постепенно наводить порядок во всем и тогда успех и процветание России за счет химизации экономики будет обеспечен. Химики, в очередной раз, не подведут.

Прочитано 2401 раз
НИИТЭХИМ

niitekhim.com/ | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.