ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Вторник, 16 июля 2019 12:20

Может ли Россия замкнуть экспорт минеральных удобрений только на отечественные порты?

Автор

Разлад отношений со странами Прибалтики и Украиной привел к необходимости переориентации российских экспортных грузов из портов этих стран на отечественные морские терминалы.

В данной статье рассмотрены пути решения данной задачи в российском химическом комплексе и прежде всего в промышленности по производству минеральных удобрений, где экспортная компонента составляет порядка 70%.

Минеральные удобрения традиционно являются одной из лидирующих статей экспорта химической и нефтехимической продукции: в 2018 г. на экспорт было поставлено 34,1 млн т минеральных удобрений на сумму 8,2 млрд долл., что составило 45% валютных поступлений химического комплекса.

Миллионы тонн минеральных удобрений экспортируются морскими путями и поэтому отгружаются на грузовые судна через определенные терминалы морских портов (рис. 1).

 

Рис. 1. Этапы процесса перевалки минеральных удобрений через терминалы морских портов

 

На минеральные удобрения приходится порядка 7% российских грузов, отгружаемых через морские порты (рис. 2).

 

Рис. 2. Структура объема перевалки российских грузов через морские порты (по данным за первое полугодие 2018 г.), %

 

В 2014–2018 гг. объемы экспорта минеральных удобрений через порты России росли и в 2017 г. составили 17,6 млн т (+9% к 2016 г.). Во втором полугодии 2018 г. отгрузка была на уровне 9,1 млн т, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Наиболее крупные терминалы для перевалки минеральных удобрений расположены в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах, при этом многие терминалы аффилированы с производителями минеральных удобрений (табл.).

 

Таблица 1. Основные действующие терминалы для перевалки минеральных удобрений

 

Важно отметить, что, несмотря на планы к 2018 г. полностью отказаться от услуг сопредельных государств в качестве посредников, в экспорте российской продукции часть экспортных объемов минеральных удобрений продолжает отгружаться через порты Прибалтики. В 2017 г. через эти порты было отгружено почти 7 млн т минеральных удобрений (рис. 3), что составило примерно 40% общих отгрузок на экспорт через морские порты.

 

Рис. 3. Объем перевалки в портах Прибалтики в 2016–2017 гг. российских внешнеторговых грузов по видам (по данным ЗАО «Морцентр-ТЭК»)

 

Возникает вопрос: почему же до сих пор нет полного отказа от услуг по перевалке российских грузов через порты Прибалтики?

По-видимому, причина в доходности бизнеса. Если в странах Балтии в соответствии с правилами ЕС процесс перевалки груза в порту рассматривается как одна из составляющих транспортного процесса по доставке груза от отправителя до получателя с учетом ее доли в общей стоимости доставки, то российские стивидорные компании выделяют процесс перевалки в отдельный высокодоходный бизнес. Исходя из этого экспортерам выгоднее отгружать свою продукцию через порты Прибалтики.

Следует также учитывать то, что в России тарифы и услуги по перевалке грузов в морских портах не регулируются государством и по принятой практике тарифы устанавливаются в долларах за тонну или единицу перегружаемого груза (контейнера), в то время как в Прибалтике широко применяется практика использования «единого тарифа», включающего стоимость доставки груза железнодорожным транспортом в порт по территории страны и стоимость его перевалки в порту. Ставка за перевалку грузов в порту является комплексной и включает в себя все дополнительные операции с грузом в порту.

Кроме того, отечественные порты испытывают недостаток для перевалки химических наливных грузов (метанола, кислоты и др.), поставляемых мелкими партиями, в то время как прибалтийские порты готовы к выполнению такой услуги.

Особая ситуация сложилась в области экспорта аммиака, поставки которого за рубеж (в том числе в США) находятся на уровне 4–4,2 млн т (в 2018 г. – порядка 6% от стоимости экспорта продукции химического комплекса). В России нет морских терминалов по перевалке аммиака, поэтому экспортеры отгружают его через порты Балтийского бассейна – латвийский порт Вентспилс (терминал Ventamonjaks) и эстонский терминал Силья (Silja), а также через украинский порт Южный (г. Одесса). В порт Южный значительная часть объемов экспортного аммиака поступает по аммиакопроводу Тольятти-Одесса протяженностью 1008 км.

Российские минеральные удобрения имеют на мировом рынке конкурентные преимущества благодаря более низким ценам на природный газ. Так, в 2017 г. оптовая цена на российский газ была ниже оптовой цены на газ в ЕС примерно на 60% и на 30% по сравнению с ценой на газ в США. В результате на мировом рынке минеральных удобрений Россия является крупным игроком: в мировом экспорте этой продукции доля России составляет примерно 17%, в том числе на рынке хлорида калия – порядка 20%, на рынке карбамида – около 12%, на рынке аммиачной селитры – 45–47%, на рынке моноаммонийфосфата – примерно 19% и т.д.

 

В морском порту Тамань реализуются проекты по строительству сухогрузного района и перевалочных комплексов аммиака и минеральных удобрений

 

Указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. поставлена задача ускоренного расширения несырьевого экспорта: к 2024 г. запланировано довести объем несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долл., в том числе в области химии – до 34 млрд, т.е. химики должны увеличить валютную выручку почти на 70%. В решении задачи по расширению экспорта будут участвовать и производители минеральных удобрений и это при том, что в отрасли взят курс на увеличение поставок на внутренний рынок.

Задача, стоящая перед производителями минеральных удобрений по расширению поставок своей продукции и на экспорт, и Аграрно-промышленному комплексу, решается за счет ввода в эксплуатацию ряда новых мощностей, которые демонстрируют крупнейшие компании отрасли. Так, в 2018 г. крупнейшим химическим холдингом «ЕвроХим» в г. Кингисеппе введена в эксплуатацию установка по выпуску аммиака годовой мощностью в 1 млн т, получены первые тонны хлорида калия на «Усольском калийном комбинате» (Пермский край). До 2021 г. компанией запланирован ввод еще нескольких этапов процесса добычи и переработки калийных руд до мощности 2,3 млн т хлорида калия в год.

Другой крупный отраслевой холдинг – «ФосАгро» в 2018 г. завершил масштабный инвестиционный проект по строительству современных производств аммиака и карбамида в г. Череповце мощностью 760 и 500 тыс. т в год соответственно. К 2020 г. компания планирует открыть еще три новых производства: по выпуску серной кислоты, азотной кислоты и сульфата аммония.

Компания «Акрон» и администрация Смоленской области подписали соглашение о строительстве нового производства сложных минеральных удобрений на промышленной площадке ОАО «Дорогобуж». Годовые объемы производства составят от 0,5 до 1 млн т в год. Комплекс планируется запустить в 2021 г. Также в планы «Акрона» входит разработка нового участка Верхнекамского калийного месторождения.

В целом компании-производители минеральных удобрений намерены до 2030 г. реализовать более 30 инвестиционных проектов и выйти на объем производства 38,97 млн т.

С ростом производства минеральных удобрений происходит увеличение экспортного потенциала отрасли и далее встает проблема расширения мощностей российских отгрузочных портов, которая особенно обострена в связи с запланированным отказом от портов сопредельных государств.

В условиях расширения объемов экспорта химической продукции решение задачи по переориентации грузопотоков полностью на российские порты осложняется недостатком портовых мощностей и отсутствием в российских портах специализированных терминалов для перевалки некоторых видов грузов (аммиака, карбамидно-аммиачной смеси).

Экспортеры минеральных удобрений озабочены данной проблемой. Некоторые из них уже инвестируют в инновационные проекты по перевалке химической продукции через морские порты России. Наибольшую активность проявляет холдинг «ЕвроХим», который инвестировал в строительство сухогрузного района морского порта Тамань и постоянно развивает свой терминал по перевалке удобрений в Мурманске. Холдинг реализует политику предоставления благоприятных условий для привлечения дополнительных грузов в Мурманский балкерный терминал. Компания «Акрон», например, пользуется этим предложением и в 2018 г. начала перевалку своих удобрений через порт Мурманск (в мае 2018 г. была осуществлена перевалка 40 тыс. т сложных удобрений).

Ниже приведены инвестиционные проекты морских портов, пригодных для перевалки химической продукции, в том числе минеральных удобрений

 

Азово-Черноморский бассейн

Строительство сухогрузного района морского порта Тамань
Основные участники: ФКУ «Ространсмодернизация», АО «МХК «ЕвроХим», ОАО «УК «КРУ», АО «СУЭК», ООО «УК «Металлоинвест», ООО «Аутспан Интернешнл», ООО «Крымский логистический терминал», ОАО «Астон», ООО «ХК «Форум», ФГУП «Росморпорт».
Сроки реализации: 2011–2020 гг. (первая очередь), 2020–2025 гг. (полное развитие).
 Проектная мощность: 91,4 млн т в год.

Строительство перевалочных комплексов аммиака и минеральных удобрений в морском порту Тамань
Основные участники: ФГУП «Росморпорт», ОАО «Тольяттиазот».
Проектная мощность: 5 млн т в год (по аммиаку – 2,2 млн т в год).
Сроки реализации: 2015–2020 гг.

Строительство перевалочного комплекса жидких химических продуктов в морском порту Темрюк
Основные участники: ФГУП «Росморпорт», ООО «РосХимТрейд».
Проектная мощность: 1,5 млн т в год.
Сроки реализации: 2017–2020 гг.

 

Балтийский бассейн

Строительство терминала по перевалке минеральных удобрений в морском порту Усть-Луга
Основные участники: ФГУП «Росморпорт», АО «МХК«ЕвроХим». Терминал Усть-Луга.
Проектная мощность: 7 млн т в год.
Сроки реализации: 2017–2020 гг.

Реконструкция объектов третьего грузового района в морском порту Мурманск
Основные участники: ФГУП «Росморпорт», ОАО «МХК «ЕвроХим».
Сроки реализации: 2014–2017 гг.
Прирост проектной мощности: 3,7 млн т в год.

***

Таким образом, задача по переключению российских внешнеторговых потоков химической продукции с портов сопредельных стран на порты России активно решается. Однако сразу перестроить логистику грузопотоков невозможно, поскольку это требует создания соответствующих портовых мощностей, подъездных путей, резервуаров, складских помещений, сервисных предприятий.

Сложно ответить на вопрос: будет ли доведена доля перевалки российской химической продукции отечественными портами до 100%? Сегодня это вопрос, скорее, политический. Но экспертное сообщество на протяжении всех лет решения такой задачи склоняется к мнению, что полностью исключать перевалку российских внешнеторговых грузов (в том числе химической продукции) через порты сопредельных стран нельзя, если исходить чисто из экономических расчетов.

Прочитано 131 раз
Гавриленко В.А.

канд. хим. наук, ученый секретарь ОАО «НИИТЭХИМ»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.