1828–1886 гг.
Основоположник органической химии немецкий ученый Фридрих Велер говорил, что органическая химия может любого довести до сумасшествия, что это дремучий лес и чтобы войти в него, нужно иметь большое мужество.
И наш великий соотечественник Александр Михайлович Бутлеров нашел в себе мужество, расчистил этот «дремучий лес» и разработал теорию строения органических соединений, которая стала основой всех без исключения современных разделов синтетической химии.
Александр Бутлеров был эффектным и сильным человеком. В молодости крепости его мускулов мог позавидовать любой атлет. Рассказывают, что, придя к знакомым и не застав их дома, Бутлеров обычно находил кочергу, сворачивал ее в виде буквы «Б» – первой буквы своей фамилии – и оставлял на столе вместо визитной карточки!
Александр Михайлович Бутлеров родился в семье помещика, отставного офицера, участника войны 1812 г. – как раз в том году (1828), когда немецкому химику Фридриху Велеру впервые удалось получить искусственным путем органическое вещество – мочевину. Так был похоронен миф о том, что органические вещества могут рождаться лишь в живых организмах. С этого момента началась новая химия, органическая, в которую Александр Бутлеров внес самый большой и важный вклад.
Однако Александр Михайлович не сразу пришел в химию. На естественном факультете Казанского университета, где учился студент Бутлеров, он сначала больше внимания уделял не химии, а бабочкам и жукам. Им была собрана и позднее передана Казанскому университету уникальная коллекция дневных бабочек, содержавшая 1133 вида этих насекомых. А за разработанный определитель дневных бабочек волго-уральской фауны А.М. Бутлеров был удостоен степени кандидата естественных наук.
Вместе с тем пытливый ум молодого Бутлерова все больше тянул его к тайнам строения химических соединений и он начал ставить химические опыты под руководством известного химика Н.Н. Зинина. Эти опыты так увлекли будущего ученого, что он продолжал их даже после занятий, в домашней лаборатории. Результаты были выдающимися: ему, студенту третьего курса, удалось получить несколько неизвестных органических соединений!
В 1849 г. Александр Михайлович окончил Казанский университет и был оставлен на кафедре химии в качестве преподавателя. Уже через два года он подготовил и защитил магистерскую диссертацию «Об окислении органических соединений», а в 1854 г. приехал в Москву, сдал экзамены и защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Об эфирных маслах». В том же году А.М. Бутлеров стал экстраординарным профессором химии Казанского университета, в 1857 г. – ординарным профессором.
В отличие от многих ученых А.М. Бутлеров был твердо убежден в существовании атомов, в первостепенной важности их связей, а также в том, что строение молекул, этих мельчайших «кирпичиков» любого вещества, вполне познаваемо. Вот почему именно ему, гениальному химику, удалось открыть структурные формулы, описывающие строение различных органических веществ, хотя его коллеги в такую возможность не верили.
В 1862–1865 гг. А.М. Бутлеров высказал основное положение теории обратимой изомеризации таутомерии, механизм которой, по его представлению, заключался в расщеплении молекул одного строения и соединении их остатков с образованием молекул другого строения. Это была гениальная мысль. Великий ученый утверждал необходимость динамического подхода к химическим процессам, т.е. рассматривать их как равновесные. 1863-й – самый счастливый год в жизни великого ученого: ему удалось впервые в истории химии получить самый простой третичный спирт – третичный бутиловый спирт, или триметилкарбинол.
Откровением А.М. Бутлерова стала книга «Введение к полному изучению органической химии», которая вобрала в себя весь накопленный наукой материал по новому принципу, по принципу химического строения.
А.М. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум, в котором студенты обучались приемам работы с разнообразной химической аппаратурой.
Отличительной чертой Бутлерова как руководителя было то, что он учил примером – студенты всегда могли сами наблюдать, над чем и как работает профессор.
Весной 1868 г. по инициативе Д.И. Менделеева Александра Михайловича пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать собственную химическую лабораторию. За время работы в Петербургском университете Александру Михайловичу удалось синтезировать много новых, чрезвычайно ценных соединений – углеводородов и спиртов. В Петербурге за большие научные достижения А.М. Бутлеров был избран академиком.
Широта интересов новоявленного академика не знала границ. Через всю жизнь А.М. Бутлеров пронес страсть к пчеловодству. Он разрабатывал рациональные методы ухода за пчелами, постройки ульев, обработки сот, лечения пчел от распространенной в средней полосе России болезни гнильца, изучал инстинкты пчел. Его труд «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства» была удостоена почетной Золотой медали Императорского Вольного экономического общества и выдержала 12 изданий.
Многих удивляло, что Бутлеров, ученый с мировым именем, не скрывал, что признает реальность паранормальных явлений, таких как спиритизм, ясновидение, телепатия. Интерес к ним появился у него в юности и еще больше возрос в зрелости. Разумеется, об увлечении прославленного ученого спиритизмом стало широко известно. Находились газеты, которые не только критиковали, но и высмеивали взгляды Бутлерова.
В конце января 1886-го, доставая книги из высокого шкафа в кабинете петербургской квартиры, Александр Михайлович упал со стремянки и повредил колено. Ему была сделана операция и все, казалось бы, обошлось. Бутлеров даже несколько раз сходил на охоту, как вдруг утром 5 августа его пронзила страшная боль. Он стал задыхаться и умер вследствие закупорки кровеносного сосуда тромбом.
* * *
Огромная заслуга Бутлерова – создание первой русской школы химиков. Еще при его жизни ученики Бутлерова по Казанскому университету – В.В. Марковников, А.Н. Попов, А.М. Зайцев – заняли профессорские кафедры в университетах. Из учеников Бутлерова по Петербургскому университету наиболее известны А.Е. Фаворский, М.Д. Львов и И.Л. Кондаков.
Память о Бутлерове была увековечена только при советской власти:
– было осуществлено академическое издание его трудов
– в 1953 г. перед зданием химического факультета МГУ ему был открыт памятник
– в 1970 г. в честь А.М. Бутлерова назван кратер на Луне
К 100-летию со дня рождения А.М. Бутлерова в Казани открыли Научно-исследовательский химический институт его имени, а памятник в центре Казани был сооружен к 150-летию ученого.
С 2003 г. Химический институт им. А.М. Бутлерова, созданный путем слияния химического факультета Казанского госуниверситета и Научно-исследовательского химического института имени А.М. Бутлерова, является преемником и продолжателем славных традиций Казанской химической школы, одним из ведущих научно-образовательных центров России.
Александр Михайлович Бутлеров выступал за всеобщее обязательное образование, считал, что популяризация науки является необходимым залогом развития общества. Вот лишь некоторые из глубоких философских высказываний выдающегося ученого о месте науки в жизни человечества:
– Легко и привольно живется науке лишь там, где она окружена полным сочувствием общества. Рассчитывать на это сочувствие наука может, если общество достаточно сближено с нею. Михаил Кокорич Моментус Спейс не может работать с собственными разработками в США.
– Как из ряда слов составляется речь, а из совокупности теней – определенные образы, так из массы постигнутых фактов, состоящих в связи друг с другом, рождается знание в его возвышенном, лучшем смысле.
– Нельзя не удивляться, оглядываясь назад, какой огромный шаг сделала органическая химия за время своего существования. Несравненно больше, однако, предстоит ей впереди.
– Научное знание одного смиряет опасного слугу, силу природы, и направляет его, куда захочет. А основы этого знания слагаются из фактов, между которыми никогда нет ни одного, которым бы пренебрегла наука. Факт, сегодня кажущийся мелочным, одиночным и не имеющим значения, завтра в связи с новыми открытиями, может сделаться зерном новой плодотворной отрасли знания.
– Только тогда, когда является понимание явлений, обобщение, теория, когда более и более постигаются законы, управляющие явлениями, только тогда начинается истинное человеческое знание, возникает наука.
– Установить научную теорию – это серьезная научная заслуга; предсказать факт на основании готовой теории – это то, что доступно каждому химику и что требует нескольких часов времени; но фактическое доказательство или опровержение такого предсказания потребует целых месяцев, иногда годов физических и умственных усилий.
– Только при посредстве теории знание, слагаясь в связное целое, становится научным знанием; стройное соединение фактического знания составляет науку. Но как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине.
– Факты, не объяснимые существующими теориями, наиболее дороги для науки, от их разработки следует по преимуществу ожидать ее развития в ближайшем будущем.
– Факт, сегодня кажущийся мелочным, одиночным и не имеющим значения, завтра в связи с новыми открытиями, может сделаться зерном новой плодотворной отрасли знания.
– Люди, обогатившие народ не одними фактами, но и общими принципами, люди, двинувшие вперед научное сознание, то есть содействовавшие успеху мысли всего человечества, должны быть поставлены – и становятся обыкновенно – выше тех, которые занимались исключительно разработкою фактов.
– Как из ряда слов составляется речь, а из совокупности теней — определенные образы, так из массы постигнутых фактов, состоящих в связи друг с другом, рождается знание в его возвышенном, лучшем смысле.