ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Вторник, 27 декабря 2016 07:24

ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ГАЗА И НЕФТИ КАК КЛЮЧ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ ХИМИИ И НЕФТЕХИМИИ

Автор

Проблема глубокой модернизации российской экономики, развития в ней инновационных направлений перешла в фазу принятия системных решений.

Одним из решений, направленных на инновационное развитие отечественной экономики, представляется развитие газохимии. В нашей стране сосредоточена почти 1/3 мировых запасов газа, причем примерно 40% – так называемый «жирный», т.е. этаносодержащий газ, и неиспользование этого щедрого дара природы в условиях, когда российская нефтегазовая отрасль практически исчерпала экспортно-сырьевой вектор развития, выглядит более чем нерациональным. Отмечу, что стали известны случаи, когда в европейских странах из российского газа, получаемого по долгосрочным контрактам, проводится интенсивный отбор «этановой составляющей» для его передела в высокотехнологичную продукцию.

По оценкам экспертов, к 2035 г. спрос на природный газ возрастет почти на 50%, при этом крупнейшие газовые компании мира все в большей степени ориентируются не на добычу и экспорт газа, а на его переработку в химическую продукцию, обеспечивающую им более высокие прибыли.

В России до настоящего времени в газохимический сектор поступает не более 5% общего потребления газа, при этом степень его переработки невысока. Основными продуктами передела газа в газохимическом производстве являются продукты первого передела – аммиак и метанол, которые, хотя и входят в экспортную номенклатуру химического комплекса (рис. 1), не могут рассматриваться как достижения отечественной газохимии. Более того, за рубежом они становятся сырьем для дальнейшего передела и далее в виде продукции с высокой добавленной стоимостью возвращаются в Россию, т.е. мы отдаем прибыль зарубежным компаниям.

Рис.1. Товарная структура экспорта химической и нефтехимической продукции в 2015 г.

В План-2030 Минэнерго России заложен рост производства углеводородного сырья в 1,7 раза, при этом его использование в нефтегазохимии должно возрасти в 3,1 раза. Возникает вопрос: что следует производить, чтобы получать хорошую прибыль и выдерживать конкуренцию со странами, активно наращивающими производственный и экспортный потенциал в области химии и нефтехимии? Это прежде всего Китай, который уже стал основным поставщиком химической и нефтехимической продукции и которому в соответствии с контрактом «Газпрома» по трубопроводу «Сила Сибири» ежегодно будет поставляться до 38 млрд куб. м природного газа, в том числе есть вероятность прокачки «жирного газа», содержащего С2 и гелий!

Сегодня российский химический комплекс производит в основном крупнотоннажную химическую и нефтехимическую продукцию с невысокой добавленной стоимостью. В результате доля химии и нефтехимии в ВВП страны на уровне 1,5%, в то время как в ведущих странах мира за счет выпуска высокотехнологичной химической и нефтехимической продукции этот показатель в разы больше (рис. 2). Причем в некоторых странах вклад химической индустрии в ВВП страны оценивается кумулятивным показателем, определяемым уровнем химизации экономики. В Китае, например, такой показатель составляет 30% ВВП (!), в США – 28% ВВП (!) и т.д., т.е. выпуск высокотехнологичной химической и нефтехимической продукции высоко прибылен и должен стать приоритетом развития нефтегазохимии в России.

Рис. 2. Доля химического и нефтехимического комплекса в ВВП страны, %

Общеизвестно, что рост глубины переработки сырья увеличивает доходность (рис. 3) , т.е.  напрямую ведет к увеличению ВВП.

Рис. 3. Зависимость доходности от уровня глубины переработки сырья

При этом важно отметить, что глубокая переработка газа, продолжение продуктовой линейки до выпуска высокотехнологичной продукции позволяет получать не только более маржинальную продукцию, но и продукцию, которую мы импортируем. В качестве примера на рис. 4 приведена схема передела метанола.

Рис.4.  Схема передела метанола до выпуска высокотехнологичной продукции

В Минпромторге и Минэнерго утверждены Планы мероприятий по импортозамещению в химической и нефтехимической промышленности. Планы включают проекты производства продукции с высокой долей зависимости от импорта. Но перечень химической и нефтехимической продукции, в которой остро нуждается российский рынок, много шире, и в НИИТЭХИМе к настоящему времени разработан перечень продукции, по которой целесообразно строительство импортозамещающих производств с формированием экспортного потенциала. Однако хотеть – не значит иметь. Важно найти инвестора, заинтересовать в производстве химической и нефтехимической продукции крупный бизнес и в первую очередь – энергосырьевые компании, как это происходит во многих странах мира.

Действительно, в современном мировом хозяйстве обозначился тренд формирования универсальных компаний, включающих всю «вертикаль» от добычи энергосырья до нефтегазохимических производств, что повышает их устойчивость и капитализацию. Так, в суммарной выручке Exxon Mobil, BP, Total, Shevron и других крупных энергосырьевых компаний мира на нефтегазохимию приходится уже более 10%. Такую же тактику использует государственная компания Sinopec, Китай.

У российского «Газпрома» есть «дочка» – компания «СИБУР», которая успешно расширяет свой бизнес за счет увеличения глубины переработки газового сырья. Имея дешевое сырье, «СИБУР» развивает производство пластмасс (ПЭ, ПП, ПЭТФ) с их последующей переработкой в изделия, что в значительной степени способствует решению проблемы импортозамещения (например, импорт ПВХ сократился вдвое).

Необходимо шире использовать мировой опыт и встраивать производство химической и нефтехимической продукции непосредственно в энергосырьевые компании. Отдельные энергосырьевые компании (например, «Татнефть») уже начали такое встраивание путем приобретения действующих химических и нефтехимических производств. При этом полагаем, что принципом единой стратегии развития нефтегазодобычи и переработки углеводородного сырья до нефтегазохимической продукции должно стать доминирование выпуска высокотехнологичной продукции, закупаемой по импорту и необходимой для развития отраслей-потребителей – строительства, машиностроения, легкой промышленности и т.д., т.е. необходима увязка стратегий развития нефтегазохимии и отраслей-потребителей.

Разработка такой увязки записана в План мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса (утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 мая 2016 г. № 954-р). И было бы логичным включить эту проблему в Технологическую платформу «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», основной задачей которой является разработка путей перехода нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности на принципиально новый уровень развития.

Особое внимание следует обратить на организацию производств малотоннажной химии, доля которой в выпуске химического комплекса России составляет не более 5% против 28–33% в развитых странах, при этом доля импорта в потреблении такой продукции составляет 70–100%.

 В Минпромторге разработана концепция развития малотоннажной химии, которая может стать ориентиром для энергосырьевых компаний, нацеленных на выпуск маржинальной химической и нефтехимической продукции.

Далее посмотрим, как государство планирует помогать промышленному бизнесу.

Одним из актуальных инструментов новой промышленной политики является механизм специнвестконтракта (СПИК), который задает заранее понятные правила игры для инвесторов и стабилизирует действующие условия ведения бизнеса на срок до десяти лет.

В рамках специнвестконтрактов за инвесторами (как российскими, так и зарубежными) закрепляется обязательство повышать технологический уровень и наращивать локализацию в нашей стране, взамен предоставляя долгосрочные гарантии и преференции на федеральном и региональном уровнях.

СПИК позволяет обеспечить баланс интересов бизнеса и государства, это как бы «мостик» между интересами федерации, регионов и бизнеса.

Правительство России предлагает также механизмы государственных гарантий по кредитам и займам на инвестпроекты (постановления от 14.12.2010 №№ 1016 и 1017) и субсидирование части затрат на НИОКР (постановление от 30.12.2013 г. № 1312).

Финансовым центром господдержки инвестпроектов на федеральном уровне является созданный в Минпромторге России в 2014 г. Фонд развития промышленности (ФРП). Он выдает крупным промышленным инвестпроектам кредиты под 5% годовых, выдает займы на первый взнос по лизингу, поддерживает Государственную информационную систему промышленности.

Вместе с тем на 2016 г. ФРП выделил на поддержку инвестпроектов только 20 млрд руб., а объем заявок составил 454 млрд руб., т.е. потребность в инвестициях значительно выше! Кроме того, снижается финансирование на развитие малых и средних предприятий (МСП): в проекте Федерального бюджета РФ на 2017 г. выделено 7,5 млрд руб., на 2018 г. – 5,7 млрд, на 2019 г. – 4,2 млрд руб.

Не менее грустная ситуация с кредитными ставками Центробанка. Поднятая в 2014 г. ставка в 17% превратила кредитование в недоступный механизм инвестирования. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях свыше 90%, повышение ставки привело к росту издержек производства, т.е. увеличению цен. Впоследствии ставка была снижена до 11%, но в условиях резкой девальвации рубля инвестиционные проекты оказались нерентабельными: кредиты дорогие, а оборудование, которое до сих пор в России не производится, для нужд импортозамещения увеличилось в цене пропорционально обесценению рубля.

Реализация проектов по более глубокой переработке газа и нефти с получением химической и нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью будет способствовать:

       – модернизации российской экономики за счет ухода от сырьевой модели развития;

       – снижению зависимости от иностранных поставщиков химической и нефтехимической продукции;

       – созданию более эффективной структуры экспорта химической и нефтехимической продукции.

В свете решения данной проблемы, первоочередной задачей выступает снижение процентной ставки на кредиты, превращение кредитования для бизнеса в доступный источник инвестирования. И медлить с этим нельзя!

Прочитано 2047 раз
Аминев С.Х.

В 1994-1995 руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан; 1995-2000 — заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан; 2001-2004 — заместитель министра РФ по налогам и сборам; кандидат экономических наук, Действительный государственный советник II ранга. С августа 2008 года - генеральный директор ОАО «НИИТЭХИМ», главный редактор Вестника химической промышленности.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.