Проблема импортозамещения стала одной из ключевых в государственной промышленной политике. В то же время, хочу отметить, за несколько лет рассмотрения проблемы импортозамещения мы настолько привыкли к этому словосочетанию, что не задумываемся о его смысловой нагрузке.
Замещать импорт... А зачем нужно замещать импорт? Ни одна страна мира не может полностью себя обеспечить, и импорт вполне естественен. Другое дело – критическая зависимость от поставок из-за рубежа, нарушающая экономическую безопасность страны. Это особенно актуально сейчас, когда страны Запада, поставляющие в основном высокотехнологичную продукцию, перестали ее нам продавать. Поэтому мы должны выявлять критически важную продукцию, не производимую в стране или производимую в малых объемах, использование которой крайне важно в сферах потребления, особенно если это оборонная промышленность.
В Минпромторге проблемой озаботились еще в 2014 г., когда были разработаны отраслевые планы импортозамещения, которые в дальнейшем корректировались в соответствии с убытием реализованных проектов и включением новых. И сегодня, когда страна оказалась в условиях беспрецедентных санкций, практически в изоляции от множества ранее доступных технологий, компетенций, материалов, в обществе назрел вопрос: каковы же итоги политики импортозамещения? Каков эффект от ее реализации? В прессе, да и в экспертном сообществе высказывается немало критических замечаний по этому поводу.
В интервью газете «Коммерсант» от 14 июня 2022 г. министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров не согласился с мнением, что политика импортозамещения оказалась неэффективной. Он отметил, что более 20 отраслевых планов, которые были утверждены в конце 2014 г., выполнены ровно в тех параметрах, которые изначально были заложены.
Но так ли это?
НИИТЭХИМ всегда держит проблему импортозамещения под контролем, анализирует импортные потоки, определяет долю импорта химической продукции на внутреннем рынке, отслеживает реализацию импортозамещающих проектов и так далее. В рамках этих исследований для Департамента химического комплекса Минпромторга институтом разработан Перечень приоритетных и критически важных видов химической и нефтехимической продукции – именно с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности. В Перечень вошло 79 продуктов химического комплекса, при этом вся продукция распределена по подотраслям и уровням критичности: высокий, средний, низкий.
Кроме того, был разработан Перечень критически важных продуктов малотоннажной химии, то есть продуктов наиболее уязвимого сектора химического комплекса, с привязкой к среднетоннажному сырью и «вытягивающим» проектам, для которых организация производства на территории Российской Федерации востребована и экономически целесообразна
Мы также следим за реализацией Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга от 6 июля 2021 г., анализируем процессы расширения внутреннего рынка за счет ввода импортозамещающих проектов.
Таким образом, находясь, как это сейчас модно говорить, в тренде проблемы импортозамещения, объективно могу сказать, что далеко не все заявленные в планах по импортозамещению проекты в химической промышленности были выполнены в тех параметрах, которые, как сказал министр, был заложены изначально.
Так, например, в первую редакцию Плана были внесены крупные проекты по созданию производства промышленных жирных спиртов, который должна была осуществлять ООО «Норкем» (Нижний Новгород), ПАН-волокон, гидратцеллюлозных волокон и углеродных материалов на их основе (ООО «НТЦ «Эльбрус», Мытищи) и полиэфирных волокон (АО «Ивановский полиэфирный комплекс»). Эти проекты не были реализованы и были исключены из новых редакций Плана. Еще целый ряд проектов, включенных в первую редакцию Плана 2015 г., остались в последней редакции 2021 г., однако их реализация все время откладывается или вообще представляется проблематичной (создание новых или расширение действующих производств перекиси водорода, суперабсорбентов на основе акриловых полимеров, волоконного полиэтилентерефталата, терефталевой кислоты, диоксида титана).
Таким образом, говорить о том, что планы по импортозамещению выполняются в соответствии с заданными параметрами, не совсем корректно.
В создавшейся геополитической обстановке проблема импортозамещения еще более обострилась из-за невозможности закупки технологий по производству критически важной продукции. Не обладая технологической суверенностью, следовало бы вспомнить, что производство некоторых малотоннажных химикатов, закупаемых в настоящее время по импорту, имелось в СССР, но было прекращено в постсоветский период либо оказалось на территории новых государств, образовавшихся после распада Советского Союза. При возобновлении выпуска такой продукции можно использовать уже апробированные отечественные технологии и оборудование российского производства, что сократит затраты и сроки реализации проектов.
Уже есть пример такого решения технологической проблемы. Это изоцианат МДИ (метилен-дифенил-ди-изоцианат) с долей импорта на внутреннем рынке порядка 100%. Создание импортозамещающего производства МДИ постоянно откладывалось, поскольку не было собственной технологии, обеспечивающей рентабельность производства при проектируемой мощности, а существующие в мире технологии получения изоцианатов монополизированы и принадлежат транснациональным компаниям или фирмам Германии, США, Японии, Китая. К тому же емкость внутреннего рынка России была недостаточна для создания конкурентоспособной мощности.
Интерес к реализации проектов по производству изоцианатов в России с 2014 г. проявил целый ряд компаний, среди которых ПАО «Химпром» (г. Новочебоксарск), ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «Промсинтез» (г. Чапаевск), АО «Башкирская содовая компания», АО «МХК «ЕвроХим». И только СИБУР приступил к созданию собственной технологии получения МДИ, взяв за основу технологию, созданную в СССР и внедренную в промышленное производство на дзержинском «Корунде» и днепродзержинском «Азоте». В настоящее время осуществляется модернизация технологии получения изоцианатов и готовится пилотная установка.
Сегодня министерство и бизнес-сообщество признают, что планы по импортозамещению выполнены лишь частично, а стратегии достижения необходимого химического суверенитета по сей день нет. Нет и «тактического» плана оперативного решения проблем малой химии, которые могут «выстрелить» до конца текущего года. Состоявшееся 23 июня т.г. совместное заседание Комиссии РСПП по химической промышленности и Совета Российского Союза химиков после оживленной и плодотворной дискуссии разрабатывает решение, содержащее ряд рекомендаций и предложение по политике импортозамещения, которое будет адресовано Правительству РФ.
В свою очередь, мы предлагаем следующие действия:
– подготовить перечень остродефицитных товаров химического комплекса, закупаемых по импорту в недружественных странах (вследствие отсутствия собственного производства или выпуска в незначительных количествах), по которым в последние годы наблюдался устойчивый рост потребления, в том числе ввиду увеличения объемов производства в потребляющих отраслях;
– провести ранжирование выявленной химической и нефтехимической продукции, закупаемой по импорту в недружественных странах, по уровню их критичности: высокий, средний, низкий;
– выявить, по каким критически важным продуктам химического комплекса, закупаемым по импорту в недружественных странах, ранее существовали отечественные производства;
– провести апгрейд существующих технологий по производству критически важной продукции химического комплекса, закупаемой по импорту в недружественных странах, в целях возрождения производств в рамках импортозамещения.
Выполнение таких работ требует финансовых вливаний, поэтому необходимо увеличить объемы финансирования НИОКР, проектных организаций. Для инжиниринговых центров, работающих в области создания новых технологий по производству высокотехнологичной продукции химии и нефтехимии, на наш взгляд, целесообразно применять льготы, ныне предусмотренные в системе IT-технологий.