В целях прозрачности процессов с участием бюджетных средств исполнители госуслуг выявляются путем проведения открытых конкурсов. Методика выявления победителя конкурса на выполнение госуслуг основана на оценке величины и значимости основных критериев – квалификации участников конкурса и предлагаемой участником цене, при этом по значимости эти критерии разделены в соотношении 40 и 60% соответственно.
Придание столь определяющей роли критерию цены участника вызывает недоумение, поскольку цена контракта формируется на базе расчетов как минимум пяти организаций, учитывающих затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции; затраты на приобретение необходимых материалов (научно-технической информации и др.); накладные расходы и прибыль, – и непонятно, зачем нужно ее снижение, тем более что деньги на контракт по расчетно-обоснованной цене из бюджета уже выделены. Приведет ли снижение цены к повышению качества работы, в чем, на наш взгляд, должен быть в первую очередь заинтересован Заказчик в лице госоргана?
В свою очередь, качество работы зависит от квалификации сотрудников, привлеченных к ее выполнению, и опыта участника конкурса по выполнению работ, аналогичных конкурсной.
В соответствии с методикой квалификация привлеченных сотрудников в первую очередь определяется наличием ученой степени. На первый взгляд, это правильно, поскольку специалист, имеющий степень кандидата или тем более доктора наук, высокопрофессионален. Но если он не имеет опыта в выполнении работ прикладного характера, имеющих свою специфику и направленных в первую очередь на прогнозные оценки конкретных экономических показателей и практические рекомендации?
В результате действия рассматриваемой методики Заказчик может получить подрядчика с нулевым опытом работы по заявленной теме, но предложившего наименьшую цену. Докажем это на примере конкурса, который проводился Департаментом химического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России в мае 2020 г. на выполнение «Услуг по проведению экспертной оценки состояния уровня научно-технологического развития отрасли химической промышленности и конкурентоспособности продукции химического комплекса России на внутреннем и внешнем рынках, проведение экспертной оценки социально-экономического развития химической промышленности в краткосрочный и среднесрочный период, мониторинг достижения целевых показателей эффективности реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года», шифр «Мониторинг и прогноз».
В конкурсе участвовало 6 организаций, в том числе ОАО «НИИТЭХИМ», имеющее многолетний опыт в выполнении услуг аналогичного характера (так, в 2019 г. для Департамента химического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России были оказаны услуги, близкие по контенту к предложенной на конкурс):
- «Услуги по проведению экспертной оценки состояния химического комплекса России и целевых показателей эффективности реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года», шифр «Мониторинг» в 2-х томах на 292 стр. и;
- «Услуги по проведению экспертной оценки, мониторинга состояния и подготовки предложений по вопросам повышения конкурентоспособности продукции химической промышленности, увеличения объема производства, развития международной кооперации и экспорта», шифр «Конкурентоспособность ХП» на 96 стр.
Принимая во внимание трудоемкость работы, а также закупку отдельных информационных массивов (в частности, дорогостоящей внешнеторговой статистики), НИИТЭХИМ предложил выполнение услуги по цене, на 2,8% ниже цены Заказчика.
Вместе с тем другой участник конкурса – Индивидуальный предприниматель (ИП), основной вид деятельности которого – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, – снизил цену на 58,16%.
Но что может представить госзаказчику ИП, который на рынке информационных услуг чуть более одного года (с февраля 2019 г.) и не имеет опыта в работах, аналогичных конкурсной?
Понятно, что ИП не может единолично выполнять большие работы и, подавая заявку на участие в конкурсе по госзаказу, ИП озаботился потенциальными исполнителями, представив привлекаемых на договорной основе специалистов, имеющих, по-видимому, ученые степени кандидата и (или) доктора химических, технических и (или) экономических наук. А далее все по той же методике оценки участника по критерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов)» ИП получил 40 баллов, в то время как ОАО «НИИТЭХИМ» – всего 8, хотя были представлены специалисты института с многолетним опытом в работах аналогичного характера, а 4 из 7 имеют звание «Почетный химик Российской Федерации» и 3 – почетный знак «Орден «За заслуги перед химической индустрией России» I степени.
«Обошел» ИП за счет снижения цены контракта и других участников государственного конкурса на выполнение услуги по проведению экспертной оценки состояния уровня научно-технологического развития отрасли химической промышленности и конкурентоспособности продукции химического комплекса России на внутреннем и внешнем рынках, проведение экспертной оценки социально-экономического развития химической промышленности в краткосрочный и среднесрочный период, мониторинг достижения целевых показателей эффективности реализации «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» и также в основном за счет снижения цены за свои услуги (см. табл.).
Расчетная таблица баллов участников конкурса на госуслугу с шифром «Мониторинг и прогноз»
Ист.: Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме
0173100009520000027 от 07 мая 2020 г.
Таким образом, в соответствии с методикой, чем больше «ценовой минус» участника конкурса, тем больше баллов он получает. Можно предположить, что такой победитель конкурса не сможет предоставить Заказчику – Департаменту химического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России – необходимые данные для работы и подготовки соответствующих решений по актуальным проблемам химической промышленности.
И такой пример абсурдного решения – не единственный. В конкурсе на оказание комплекса услуг по проведению экспертной оценки потребности ряда отраслей промышленности России в средне-, мало- и микротоннажных химических продуктах оценка целесообразности и эффективности развития отечественного производства таких химических интермедиантов, подготовка предложений в план развития, шифр «Интермедианты», также проводимым Департаментом химического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России, участвовало 5 организаций, но вновь победителем конкурса оказался тот же ИП, по обкатанному шаблону снизивший цену также на 58,8%.
В результате оценки участника конкурса по рассматриваемой методике бюджетные деньги могут поступать в организации, априори не способные удовлетворить потребности Заказчика, то есть факт проведения тендера теряет смысл.
На наш взгляд, методика оценки участника конкурса на выполнение услуг для обеспечения государственных нужд должна формироваться исключительно на критериях квалификации потенциальных исполнителей и опыта участника в выполнении работ, аналогичных заявленным.