По данным Transparency Market Research (TMR), мировой рынок катализаторов для нефтепереработки составил в 2015 г. 11,5 млрд долл. Данный рынок характеризуется достаточно высокими темпами роста: по разным оценкам, в ближайшее десятилетие его среднегодовой темп роста будет составлять от 3,5 до 5% в год. По прогнозу TMR, на период до 2024 г. данный рынок будет расти со средней скоростью в 4,6% в год, и достигнет к 2024 г. объема в 17,1 млрд долл. (рис.1 )
Драйверами роста мирового спроса на катализаторы для нефтепереработки выступают:
– увеличение перерабатывающих мощностей, обусловленное ростом спроса на топлива и продукты нефтехимии;
– необходимость повышения ресурсоэффективности процессов нефтепереработки (углубление переработки, повышение выхода востребованной на рынке продукции, снижение энергозатрат НПЗ);
– ужесточение экологического законодательства (как в отношении экологических характеристик производимых топлив, так и в отношении воздействия на окружающую среду самих НПЗ).
Крупнейшим мировым регионом-потребителем катализаторов для нефтепереработки является Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которого в 2015 г. приходилось порядка 31% мирового потребления данной продукции. На долю европейских стран (включая Россию) и стран Северной Америки в этот же год приходилось примерно по 25% мирового потребления, на долю стран Ближнего Востока и Африки – порядка 11%, и на долю стран Латинской Америки – около 8%. Наибольшие темпы роста потребления катализаторов для нефтепереработки в ближайшее десятилетие прогнозируются в Северной Америке (главным образом, в США) и странах АТР (главным образом, в Индии и Китае). Наибольший подъем уровня спроса ожидается на катализаторы каталитического крекинга, гидроочистки и гидрокрекинга.
Мировой рынок катализаторов для нефтепереработки отличается высокой конкурентностью. Важнейшими игроками на нем являются крупные транснациональные корпорации: W.R. Grace & Co., Albemarle Corporation, BASF, Axens S.A., Haldor Topsøe, Honeywell (UOP), Shell (Criterion Catalysts & Technologies), Sinopec, Johnson Matthey. Надо отметить, что производство катализаторов для нефтепереработки в абсолютном большинстве случаев не является единственным направлением деятельности этих корпораций (табл.). Зачастую, помимо катализаторов для различных процессов переработки нефти, портфолио данных компаний включает катализаторы для иных химических и нефтехимических процессов, а также услуги технологического лицензирования. Кроме того, такие корпорации, как W.R. Grace & Co. и Albemarle, помимо катализаторов, выпускают широкий ассортимент продукции тонкой химии, а компания BASF – тонкой и базовой химии. Компании Axens S.A., Haldor Topsøe, Honeywell UOP являются относительно узкоспециал изированными поставщиками катализаторов и лицензиарами каталитических технологий. Отметим, что областью специализации корпорации Honeywell, в состав которой входит компания UOP LLC, являются электронные системы управления и автоматизации. Компании Criterion Catalysts & Technologies и Sinopec Catalyst Co. являются подразделениями по разработке каталитических технологий и выпуску катализаторов двух крупных нефтяных холдингов – Royal Dutch Shell и Sinopec. Продукция и технологии Criterion и Sinopec Catalyst Co. предназначаются как для НПЗ материнских компаний, так и для сторонних потребителей. Компания Johnson Matthey помимо поставок катализаторов и каталитических технологий осуществляет услуги регенерации драгоценных металлов.
Таблица. Ведущие мировые производители катализаторов для нефтепереработки
Компания |
Продуктовый сегмент |
Grace Catalysts Technologies (W.R. Grace & Co.) |
КК, ГО, ГК, ДП |
Albemarle Corporation |
КК, ГО, ГК, изомеризация |
Catalysts (BASF SE) |
КК |
Axens S.A. |
ГО, ГК, изомеризация, риформинг |
Haldor Topsøe |
ГО, ГК |
Honeywell UOP |
ГО, ГК, риформинг, изомеризация |
Criterion Catalysts & Technologies (Shell) |
ГО, ГК, КК, ДП |
SINOPEC Catalyst Company (Sinopec Corp.) |
КК, ГО, ГК, ДП, риформинг |
Johnson Matthey |
ГО, ГК, КК |
Корпоративная форма организации бизнеса, как показывает практика, наиболее предпочтительна для производства катализаторов для нефтепереработки, поскольку развитая научно-производственная база корпораций, а также значительные финансовые ресурсы позволяют разрабатывать эффективные инновационные решения, роль которых в обеспечении конкурентоспособности производства с каждым годом возрастает. Также немаловажным фактором конкурентоспособности корпораций на мировом рыке данной продукции является узнаваемость их брендов, что обеспечивает доверие к продукции.
Кроме того, следует упомянуть усиливающиеся кооперационные тенденции в мировом производстве катализаторов, способствующие укреплению позиций компаний-производителей на мировом рынке, в том числе посредством стимулирования инновационной активности. Для укрепления позиций на мировом рынке компании – производители катализаторов развивают сотрудничество с другими компаниями, производящими такую же продукцию, компаниями-поставщиками сырья, компаниями-потребителями продукции, а также с независимыми научно-исследовательскими организациями. Роль стратегических альянсов в сфере исследований и разработок особенно велика, т.к. они позволяют объединять ресурсы, осуществлять информационный обмен и распределять риски. Так, W.R. Grace & Co. для развития производства катализаторов гидрообработки учредила совместно с Chevron компанию ART. Корпорация Albemarle для развития производства катализаторов гидрообработки поддерживает стратегический альянс с компанией UOP, а для производства катализаторов изомеризации сот рудничает с компанией Axens.
Примерами сотрудничества в сфере исследований и разработок с поставщиками сырья являются: сотрудничество Criterion c американской компанией Zeolyst International, а BASF – с японской Sumitomo Metal Mining.
Все ведущие мировые производители катализаторов для нефтепереработки разрабатывает свою продукцию в тесном сотрудничестве с клиентами и быстро реагирует на меняющуюся ситуацию на рынке, зачастую создавая для клиентов индивидуальные решения, отвечающие их конкретным потребностям.
Хотя большинство корпораций, выпускающих катализаторы для нефтепереработки, располагают собственными исследовательским подразделениями, сотрудничество с независимыми организациями в сфере НИОКР также рассматривается некоторыми из них как перспективное направление. Особенно тесное взаимодействие с независимыми организациями в сфере НИОКР осуществляет компания Haldor Topsøe. Таким образом, корпоративные стратегии ведущих мировых производителей катализаторов нацелены на укрепление их рыночных позиций посредством активизации инновационной деятельности и развития кооперации.
Все ведущие компании – производители катализаторов для нефтепереработки имеют офисы продаж на ключевых рынках. Однако далеко не всегда предприятия по выпуску катализаторов и организации, занимающиеся разработками каталитических технологий и проектированием, территориально интегрированы в нефтеперерабатывающие и нефтехимические кластеры (рис. 2). Таким образом, многие мировые кластеры нефтепереработки и нефтехимии имеют не территориальный, а экстерриториальный характер. Создание ведущими корпорациями производств катализаторов в рамках кластеров развивающихся стран Ближнего Востока и Восточной Азии не изменит их экстерриториального характера, поскольку их экономические и информационные связи будут по-прежнему выходить за пределы территориального объединения.