В.А. СЛУЦКИЙ,
канд. техн. наук,
директор АО «НПО «Пластполимер»
КОНСТАНТИНОВА Ф.С.,
главный специалист АО «НПО «Пластполимер»
ХАНИЦКАЯ Г.Я.,
главный специалист АО «НПО «Пластполимер»
А.А. КАПАЕВ,
зам. руководителя
Северо-Западного управления
Ростехнадзора РФ
Часть V*
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ
Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) документации на техническое перевооружение (ДТП)
Экспертиза ДТП, как и любая другая экспертиза, проводится с целью определения соответствия объекта предъявляемым к нему требованиям, в том числе промышленной безопасности.
Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на деятельность по проведению ЭПБ.
При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных Заказчиком, оценивается фактическое состояние и приводится характеристика технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Ответственность за качество и результаты работы экспертных организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.
По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется отчет о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладывается к заключению ЭПБ.
Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы.
Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:
- объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
- объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств или зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, или мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
- объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации с учетом новых требований, возникающих при продлении срока эксплуатации.
По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:
- об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
- о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
- о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
- о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
Заключение экспертизы представляется Заказчиком в территориальный орган Ростехнадзора для регистрации в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности и вступления в силу новых условий работы и нагрузок в процессе реализации ДТП.
Правила ввода в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках технического перевооружения
Согласно ст. 8 ФЗ № 116 документация на техническое перевооружение (ДТП) опасного производственного объекта (ОПО) подлежит экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ) в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Не допускаются техническое перевооружение ОПО без положительного заключения ЭПБ, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Отклонения от проекта в процессе реализации технического перевооружения ОПО не допускаются.
Изменения, вносимые в проектную документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат повторной экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
В процессе технического перевооружения организация, разработавшая документацию, в установленном порядке осуществляет авторский надзор (АН).
Ввод в эксплуатацию объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Государственный надзор при техническом перевооружении опасных производственных объектов уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
После ввода в эксплуатацию организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
- зарегистрировать ОПО в Ростехнадзоре;
- соблюдать требования безопасности;
- обеспечивать безопасность применения технических устройств;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности;
- уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о вводе в эксплуатацию ОПО после технического перевооружения;
- обеспечивать укомплектованность штата работников;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности;
- создать систему управления промышленной безопасностью;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
- предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет соответствие объекта технического перевооружения ДТП.
Подготовленный к эксплуатации объект подлежит сдаче Подрядчиком и приемке Заказчиком согласно документации на техническое перевооружение и договору подряда, что включает в себя получение письменного уведомления подрядной организации о полном окончании работ, акта выполненных работ с указанием видов работ, фамилий ответственных лиц, копий лицензий и допусков.
К уведомлению и акту должны прилагаться:
- полный перечень подрядных организаций, участвовавших при техническом перевооружении;
- полный комплект ДТП;
- рабочие чертежи;
- исполнительные чертежи (представляемые Подрядчиком);
- техническая документация на материалы, подтверждающая их качество;
- паспорт на каждую позицию установленного оборудования;
- акты приемки различных этапов работы, в том числе скрытых работ;
- журнал производства работ;
- журнал авторского надзора.
Кроме того, проводится проверка необходимых документов, оценивается соответствие требованиям проекта, выполняется пробный пуск установленного оборудования и инженерных систем.
По итогам работы комиссии составляется заключение (акт) о готовности объекта к эксплуатации и выпуску продукции.
При обнаружении отступлений составляется заключение о неполной готовности объекта к приемке в эксплуатацию с перечнем обнаруженных дефектов, которое необходимо предъявить Заказчику и Подрядчику для устранения всех дефектов, отступлений и недоделок.
Проверка готовности объекта к эксплуатации выполняется межведомственной или рабочей комиссией [представители Заказчика, Надзорных органов (по усмотрению Заказчика), Проектной организации и служб Государственного надзора].
После изучения документов приемочная комиссия составляет акт приемки объекта в эксплуатацию, который утверждается в администрации Муниципального образования.
Приемка в эксплуатацию комиссией производится при полной готовности объекта в соответствии с утвержденным проектом и наличии положительного заключения комиссии. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата утверждения акта приемочной комиссии.
Эксплуатация объекта без положительного решения приемочной комиссии не допускается.
Документы, разрешающие ввод объекта в эксплуатацию, заполняются в соответствии с требованиями нормативных документов.
Выводы
Техническое перевооружение действующих производств – форма обновления основных производственных фондов, имеющая ряд преимуществ в условиях намечаемых Правительством РФ экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и реализации политики импортозамещения.
Техническое перевооружение отличается от реконструкции только масштабами выполняемых строительно-монтажных работ. По сравнению с другими видами строительства (новым строительством и реконструкцией) техническое перевооружение требует меньших затрат времени и финансовых ресурсов и обеспечивает намного более быструю окупаемость инвестиционных затрат, поэтому техническое перевооружение действующих производств имеет важнейшее значение в современных условиях и должно стать ведущим механизмом решения задачи обновления производственных фондов российской промышленности.
Для более полного использования потенциала технического перевооружения необходимо обеспечить на законодательном уровне легитимизацию технического перевооружения, создать систему стимулов и льгот, обеспечивающих эффективную поддержку проектов технического перевооружения действующих производств, разработать соответствующую нормативную документацию, регулирующую конкретные вопросы технического перевооружения, в том числе выполняемого за счет средств бюджета.
Необходимость таких мер в последнее время признается представителями как делового сообщества, так и законодательной и исполнительной властей.
Для решения вышеперечисленных задач необходимы совместные действия министерств и ведомств с использованием опыта осуществления технического перевооружения действующих производств, накопленного проектными, строительными и эксплуатирующими организациями.
* Часть I, часть II, часть III и часть IV опубликованы в журнале «Вестник химической промышленности» № 6(81), 2014, № 1(82), 2015 № 1(88), 2016 и № 2(89), 2016