Генеральный директор ОАО «НИИТЭХИМ» Салават АМИНЕВ ответил на вопросы корреспондента издания Chemical Journal
– Расскажите о главных проектах, которые сегодня реализует ОАО «НИИТЭХИМ».
– Институт многие годы ведет мониторинг развития химической промышленности и разрабатывает прогнозы развития отрасли как на краткосрочный, так и на долгосрочный периоды. В числе исследовательских работ, осуществленных ОАО «НИИТЭХИМ», – разработка стратегических планов развития химического комплекса России, отдельных регионов и предприятий отрасли. Мы постоянно расширяем сферу своей деятельности и сегодня выполняем по заказам ряда крупнейших российских предприятий, в числе которых, например, «Роснефть», маркетинговые исследования по широкой номенклатуре химической и нефтехимической продукции, а также продукции нефтепереработки.
На сегодняшний день главной задачей института является подготовка «дорожных карт» по развитию ряда подотраслей химической промышленности. Эта работа осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г. и ведется по заказу Минпромторга России.
Речь идет о разработке планов мероприятий:
- по развитию подотрасли переработки пластмасс на период до 2025 г.;
- по развитию подотрасли по производству лакокрасочных материалов на период до 2025 г.;
- по развитию подотрасли по производству искусственных и синтетических волокон и нитей на период до 2020 г.
Это очень большая и многоплановая работа. Фактически речь идет о программе действий нашего государства по развитию химической промышленности в увязке с задачами для целого ряда смежных отраслей – легкой промышленности, машиностроения, строительства, пищевой промышленности и др.
В ходе этой работы мы не только анализировали статистический материал. Работа выполнена в тесном контакте с отраслевыми ассоциациями, экспертами, организациями, заинтересованными в разработке мер, направленных на инновационное развитие рассматриваемых подотраслей химического комплекса. Прошла серия совещаний с участием руководящих сотрудников Минпромторга России по каждой из трех подотраслей, развитию которых посвящены «дорожные карты». В ходе недавней выставки «Химия-2017» также состоялся очень содержательный круглый стол по промышленности лакокрасочных материалов, на котором наши сотрудники «защищали» проект «дорожной карты» по ЛКМ перед авторитетными специалистами подотрасли.
– Расскажите о ключевых моментах, на которые НИИТЭХИМ обращает внимание в своих разработках проектов «дорожных карт».
– Наши исследования подтверждают правильность курса государства на импортозамещение, на поддержку производств готовой продукции высоких переделов, на создание режима наибольшего благоприятствования предприятиям, ориентированным на выпуск экспортоориентированной, высококонкурентной продукции.
Предложений и идей очень много (отмечу еще раз, что все они аккумулированы отраслевым сообществом и представляют собой коллективный ответ комплекса на вызовы, предъявляемые российскому химпрому текущей экономической ситуацией в стране и в мире).
Так, если говорить о производстве изделий из пластмасс, мы особо отмечаем, что российская сырьевая база позволяет уже сегодня существенно увеличить производственный и экспортный потенциал подотрасли, прежде всего в области изделий из полипропилена (а это трубы, детали автомобилей, упаковка пищи, посуда для микроволновых печей и многое другое). Ведь сегодня на экспорт идет до 1/4 выпуска полипропилена, причем главным образом в Китай, откуда массовым потоком возвращается в виде востребованных российским рынком изделий с соответствующей добавочной стоимостью. Мы не можем больше отдавать прибыль зарубежным компаниям. Развивать собственные производства высокодоходных изделий из пластмасс – реальная и достижимая задача.
Особо оптимистичные перспективы мы отмечаем для внутреннего рынка пластиковых труб, что определяется высоким спросом со стороны сельского хозяйства, химической промышленности, нефтегазового сектора, а также сегментов водоотведения и водотранспортировки. В самом деле: в Европейском союзе в секторе ЖКХ 95% трубопроводов – полимерные, а в регионах России до 90% воды транспортируется по чугунным трубам. А ведь преимущества полимерных труб относительно металлических аналогов общеизвестны и многократно доказаны: металлические трубы приводят к энергопотерям и снижают качество питьевой воды за счет коррозии металла, межремонтный срок службы полимерной трубы – 50 лет, а чугунной – почти в два раза меньше и т.д.
Есть уже яркие примеры успешной переработки нефтяного и газового сырья в готовые изделия, в том числе крупными холдингами, занятыми в сфере нефте- и газодобычи. У российского «Газпрома», например, есть «дочка» – компания «СИБУР», которая успешно расширяет свой бизнес за счет увеличения глубины переработки газового сырья. Имея дешевое сырье, СИБУР развивает производство пластмасс (ПЭ, ПП, ПЭТФ) с их последующей переработкой в изделия, что в значительной степени способствует решению проблемы импортозамещения.
По нашим расчетам, фактор роста потребления пластмасс при умелом стимулировании внутреннего спроса на полимеры российского производства должен привести к снижению доли импортных пластмассовых изделий производственного назначения с 20 до 15% к 2025 г.
– Много вопросов вызывает подотрасль химических волокон и нитей, отставание которой не дает возможности развиваться текстильной и швейной промышленности, в результате чего эти важнейшие сектора сегодня полностью зависимы от импорта…
– В самом деле: если еще 30 лет назад мы занимали одну из лидирующих позиций в мировом потреблении химических волокон и нитей, то сегодня доля российского рынка в общемировом потреблении составляет всего 0,5%, а в отдельных сегментах вообще исчезающе мала.
А ведь химические волокна и нити используются практически во всех отраслях промышленности как в гражданской сфере, так и в оборонно-промышленном комплексе и входят в число продуктов, обеспечивающих экономическую и стратегическую безопасность государства.
В то же время сегодня в России, в том или ином состоянии, существует производство основных видов химических волокон и нитей. В структуре производства присутствуют как искусственные, так и синтетические (ацетатные, полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые, полиакрилонитрильные, арамидные, углеродные, фторлоновые, хлориновые). Не производятся у нас только вискозные (гидратцеллюлозные), анидные и полиуретановые волокна и нити.
Основной производственный потенциал отрасли составляют 47 предприятий, и в последние годы демонстрируют рост многие из них и подотрасль в целом. Так, в 2016 г. объем производства химволокон и нитей вырос на 17% по сравнению с 2015 г., на 10% увеличился и объем внутреннего потребления. Но в абсолютных цифрах и производство (183,3 тыс. т), и потребление (381,9 тыс. т) еще очень далеки до аналогичных показателей 1990 г., последнего полного года советского периода, когда объем производства химических волокон и нитей в России составлял 684,7 тыс. т, а внутреннее потребление – 860,5 тыс. т.
Одна из причин существенного отставания – недостаток сырья. В полной мере обеспечено отечественным сырьем производство полиамидных (на основе полиамида 6), полипропиленовых и полиакрилонитрильных волокон и нитей. Остальные сегменты обеспечены отечественным сырьем либо частично, либо не обеспечены совсем и ведут закупки сырья по импорту. Речь идет, прежде всего, о первичном полиэтилентерефталате – основной базе для производства полиэфирных волокон и нитей. Нет сырья и для производства целлюлозных и анидных нитей (ПА 66).
В проекте «дорожной карты» по волокнам содержится комплекс конкретных мероприятий, нацеленных на стимулирование создания импортозамещающих и экспортоориентированных производств химических волокон и нитей и сырья для их производства, в том числе – блок инициатив по поддержке научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ, выработке предложений по мерам по развитию сырьевого обеспечения подотрасли, разработке механизмов государственного регулирования в части субсидирования процентных ставок на уплату процентов по кредитам и т.д.
– А каковы перспективы лакокрасочной отрасли?
– Здесь хочу отметить слабо учитывавшийся ранее потенциал малого бизнеса. По официальной статистике, выпуск ЛКМ в стране налажен на 1 259 предприятиях, при этом на долю крупных и средних приходится 6,1%, на долю малых – 12,5%. Остальную, самую значительную часть продукции поставляют микропредприятия, в том числе небольшие цеха на крупных и средних химических производствах разного профиля. В ходе работы над «дорожной картой» нам удалось существенно скорректировать и эти данные – опять же в пользу микропредприятий. Оказывается, производство ЛКМ налажено на 2 200 предприятиях, причем на долю крупных и средних приходится лишь 4,5%. Такими образом, для укрепления потенциала подотрасли, где в последние годы отмечается самый существенный в химическом комплексе рост, нужен целый ряд мер по поддержке именно малого и микробизнеса.
Другой важный вопрос – проблема импортозамещения ЛКМ в индустриальных отраслях, где импорт зачастую составляет 70–100%. Удивительно, но подобной «любовью» к импортным лакам и краскам грешат многие предприятия военно-промышленного комплекса, которым, можно сказать, «воинский устав велел» делать ставку на отечественные ЛКМ.
Если в секторе декоративных ЛКМ прослеживается тенденция снижения доли импорта в потреблении (на 6,1% в минувшем году), то в секторе индустриальных красок отмечается повышение импорта на 43% при общем росте потребления на 23%. Высока доля импортных ЛКМ в судостроении, импорт также преобладает в секторах автоконвейерных, порошковых, авторемонтных ЛКМ, в красках для металлоконструкций и рулонных материалов.
Такую картину мы наблюдаем на фоне потери многих отечественных сырьевых продуктов. В настоящее время практически на 100% мы импортируем железооксидные пигменты, изоцианаты, аддитивы, эпоксидные смолы. Все это – результат снижения внимания к малотоннажной химии, которая в российском химическом комплексе находится в положении «нелюбимой падчерицы», хотя именно эта продукция крайне необходима для инновационного развития российской экономики и в значительной степени определяет многомиллиардные затраты на импорт продукции химического комплекса, в том числе и ЛКМ.
Коль зашла речь о «малотоннажке», приведу такие данные: доля малотоннажной химии в выпуске химического комплекса России составляет не более 5% против 28–33% в развитых странах, при этом доля импорта в потреблении такой продукции составляет 70–100%.
Справедливости ради, следует отметить, что проблема развития малотоннажной химии включена в План мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г. Проект «дорожной карты» по развитию производств малотоннажной химии на период до 2030 г. представлен на рассмотрение в Минпромторг и в целом получил одобрение экспертов. В перспективе, с учетом проектов, предусмотренных в плане импортозамещения и «дорожной карте» по малотоннажке, можно ожидать некоторого снижения напряженности по сырью в секторе ЛКМ. Однако, к сожалению, в обозримом периоде останется импортозависимость по железооксидным пигментам, изоцианатам, аддитивам.
В заключение хочу отметить, что работа над «дорожными картами» для подотраслей химической промышленности является задачей, лежащей в русле целого ряда других стратегических работ, выполняемых ОАО «НИИТЭХИМ» в целях развития всего газо- нефтехимического комплекса. Важнейшим компонентом этих государственных документов является эффективный набор механизмов господдержки, который, будем надеяться, найдет одобрение у руководства страны.