Правительство России поставило перед всеми отраслями промышленного и потребительского сектора экономики весьма амбициозные задачи в области стандартизации. Задачи и планы мероприятий направлены на адаптацию системы стандартизации Российской Федерации к решению задач социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и национальной безопасности страны, гармонизации стандартов стран ЕАЭС с международными стандартами. С дорожной картой развития стандартизации в Российской Федерации до 2027 года (ДК-П7-9914) можно ознакомится на сайте Росстандарта: https://docs.cntd.ru/document/563926987.
Росстандарт, организуя выполнение дорожной карты, проводит активную работу по повышению внимания к национальным и межгосударственным стандартам. Количество документов в федеральном фонде стандартов ежегодно увеличивается. Общее количество международных и зарубежных документов растет. Средний возраст стандартов в фонде сократился с 17 лет (в 2016 г.) до 15 лет (в 2021 г.). Только за первое полугодие 2022 г. утверждено 533 новых стандарта. Российская Федерация сохранила за собой позиции в руководящих органах ИСО и МЭК (Международная электротехническая комиссия).
В то же время в организации работ по стандартизации имеется несколько проблемных вопросов, которые прежде всего связаны со структурой формирования производственных мощностей в самой отрасли, количеством отраслевых предприятий, их формой собственности и масштабностью.
Там, где собственник ‒ государство или крупный частный бизнес, вопросы стандартизации решаются достаточно системно и профессионально. В отраслях, где много предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), разных по масштабу, частных, российских и иностранных, вопросы организации работ по стандартизации решаются сложно.
В чем сложности? В лакокрасочной отрасли, по данным Минпромторга, работают 1950 предприятий. Быстрый переход от одного большого объединения «Союзкраска» (в 1990 г.) к множеству предприятий МСБ не привел к росту понимания важности стандартизации, напротив, разрушил это понимание у большинства игроков рынка.
Иностранных игроков, которые пришли во все сферы бизнеса, от производства до потребления ЛКМ, такое положение дел устраивало. В отраслевой системе стандартов, регулирующих качественные характеристики продукции, стали прививаться стандарты ISO (антикоррозия, мебель и т.д.), а также внутренние стандарты крупных иностранных потребителей (автостроение, кораблестроение, антикоррозия). Важность и актуальность национальных и межгосударственных стандартов ГОСТ начала снижаться.
Устраивает ли такая ситуация российских игроков? Нет, не устраивает. Но переломить ситуацию пока не удается. В России и в ЕАЭС наблюдается тенденции к потере взаимодействия потребителей ЛКМ с производителями. Стандарт на продукцию, на испытания должен не только дисциплинировать производителя и определять критерии качества, но и давать направления в развитии качества, эксплуатационных характеристик, безопасности.
Не ведет к повышению объема необходимых работ по стандартизации отсутствие единого понимания этого вопроса на большинстве предприятий отрасли. Единый, без учета специфики отрасли, государственный подход к организации и финансированию работ по стандартизации не позволяет радикально улучшить ситуацию.
Разработка одного стандарта занимает в среднем 1 год. Росстандарт перед отраслевыми техническими комитетами сокращает это время до 7 месяцев и переносит акцент финансирования работ по стандартизации на отраслевые предприятия. К 2027 г. 75% работ должны финансироваться за счет отраслевого (частного) бизнеса. Понимают ли это предприятия? Нет. Хотят ли они выделять средства? Нет. За исключением нескольких старых, надежных игроков отрасли большинство предприятий не разделяет цели и задачи стандартизации, декларируемые Росстандартом.
Учитывает ли этот фактор специфики отрасли государственный аппарат Росстандарта? Скорее нет, чем да. Система организации национальной стандартизации и формирования Программы национальной стандартизации (ПНС) протекает без учета структуры производственных игроков отрасли, масштаба предприятий, ответственности отрасли в цепочке обеспечения технологической безопасности страны.
Какой выход можно предложить в этой ситуации? На наш взгляд, сложившейся системе следует двигаться в направлении принятия законодательных актов по усилению внутриотраслевых обязанностей частного бизнеса. Если МСБ не хочет участвовать в вопросах стандартизации, не понимая важности этого вопроса или не имея достаточных компетенций, то надо внедрить процедуры, когда он станет обязан это делать и финансировать. Аналогичные процессы, как нам известно, проходили и за рубежом.
Главным и действенным механизмом в этом вопросе может быть изменение Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и/или иных законодательных актов РФ. Федеральные законы могут наделить соответствующими полномочиями отраслевые общественные организации, которые ведут секретариаты технических комитетов, организуют работы по стандартизации, формируют сами ТК. Наделив отраслевые объединения полномочиями в области сертификации, аттестации, технического надзора, совместно с существующими институтами или раздельно, можно изменить ситуацию. Если процессы изменения федеральных законов достаточно сложны, можно ввести экспертов отрасли в соответствующие комиссии организаций, которые выполняют указанные функции. В любом варианте, превращение отраслевых общественных организаций и ТК из совещательного и консультативного органа в регулирующий позволит повысить ответственность всех игроков рынка по отношению к общим для всех вопросам стандартизации и технического регулирования.
Пока этот вопрос не решен, системно изменить ситуацию в отраслях с большим количеством предприятий МСБ невозможно. Техническим комитетам приходится искать выход в структурной перестройке работы, агитировать и искать поддержку у наиболее сознательных и «альтруистически настроенных» предприятий отрасли. Очередной шаг в этом направлении предпринят отраслевым ТК 195 «Материалы и покрытия лакокрасочные».
17 октября 2022 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) опубликовало Приказ №2594 «О внесении изменений в структуру и состав отраслевого технического комитета 195 «Материалы и покрытия лакокрасочные». Изменения состава и структуры ТК связаны с задачами отрасли по выполнению позиций дорожной карты развития стандартизации в Российской Федерации до 2027 г.
Прежняя структура отраслевого Технического комитета и состав членов ТК не позволяла выполнять поставленные задачи. Например, некоторые члены ТК просто не работали, не генерировали предложения в планы национальной и международной стандартизации, ответственных лиц невозможно было найти. Процесс согласования стандартов проходит в электронном формате в системе ФГИС «Береста», что делается невозможным согласование документации незарегистрированными в системе членами ТК. Вторая причина изменений: в старой структуре ТК не было кураторов ряда направлений по функциональному назначению ЛКМ, в то время как вопросы и стандарты по этим направлениям ЛКМ вызывали практические вопросы относительно их использования. Ряд направлений по функциональному применению ЛКМ в структуре ТК просто отсутствовал – например, полиграфические краски, краски для строительства, автомобильные (конвейерные) ЛКМ. В новой структуре эти пробелы исправлены. По всем важным направлениям функционального применения ЛКМ определены ведущие предприятия, специализирующиеся на выпуске определенного вида ЛКМ и, следовательно, обладающие высокой компетенцией в этих вопросах. С новой структурой, направлениями работ ПК и РГ можно познакомиться на сайте Ассоциации «Центрлак» (https://www.centrlack.ru/tk-195/struktura-tk.html).
В новой структуре ТК 195 присутствуют не только предприятия Ассоциации «Центрлак» на базе которой функционирует технический секретариат, но и предприятия, которые в ассоциацию не входят. Главный критерий выбора предприятия-куратора связан со специализацией предприятия, с наличием высоких компетенций, желанием работать в области стандартизации, с понимаем значения стандартов для успешного развития и работы отрасли.
Напомню, что раньше стандартизацией в отрасли занимался целый отраслевой институт ГИПИ ЛКП с высококвалифицированными научными кадрами. Института давно нет, и вопрос ответственности за стандартизацию перешел ко всем игрокам рынка ЛКМ.
Предприятия Ассоциации «Центрлак» и ТК 195, несмотря на сложности, работают на улучшение ситуации в отрасли. Рейтинг ТК 195 в Росстандарте за 4 года поднялся с 168 на 41 место из 225 российских ТК. Надо держать позиции. За нами закреплен межгосударственный (ЕАЭС) ТК 195, консультативная и экспертная работа со смежным техническим комитетом ISO/TC 35.
Надо учесть, что умение и знания в написании стандартов молодыми специалистами оставляют желать лучшего. Последнее увеличивает время, а значит, и затраты на разработку стандарта. Необходимо учить молодых, передавать опыт от небольшого числа сотрудников, которые знают и умеют писать стандарты. Однако без руководителей предприятий, без их опытных сотрудников изменить ситуацию невозможно.