ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Пятница, 22 декабря 2023 08:30

«Новый-старый» рынок ЛКМ

Автор

Российские инвесторы покупают активы иностранных лакокрасочных предприятий – как это отразится на ситуации в отрасли?

Поступают сообщения об успешных покупках российскими инвесторами активов иностранных лакокрасочных предприятий, объявивших ранее об уходе из России. Некоторые «национализированные» предприятия уже восстановили прежние объемы и планируют наращивать производство. Так, ООО «Литум» выкупило у датской компании Hempel завод в Ульяновске, у норвежской Jotun – предприятие в Ленинградской области, у американской PPG – активы в Липецке и Коломне. Более того, компания «Литум» намерена запустить лакокрасочное производство на всех площадках до конца текущего года. Есть и другие впечатляющие примеры.

Мы попросили прокомментировать эти процессы и текущую ситуацию на российском рынке ЛКМ директора Ассоциации «Союзкраска», вице-президента Российского Союза химиков Г.В. Аверьянова.

Для начала – немного цифр, позволяющих сделать осторожный вывод о том, что ситуация с потреблением, а значит и с производством ЛКМ, в 2023 г. будет стабильной и с положительной динамикой относительно 2022 г.:

– по данным Росстата, промышленное производство ЛКМ в Российской Федерации за 8 месяцев 2023 г. составило 112,2% к 2022 г.;

– промышленное производство перерабатывающего сектора экономики за январь–август 2023 г. составило 103% (+3%) к 2022 г.;

– сектора экономики, являющиеся основными потребителями ЛКМ, демонстрируют положительный индекс производства на протяжении 8 месяцев года.

Покупка российскими инвесторами иностранных актив в лакокрасочной отрасли меняет структуру мощностей среди российских и иностранных производителей в промышленном и в перспективе в декоративном сегментах, существенно снижает влияние иностранных игроков в производстве и, соответственно, долю зарубежных и импортных ЛКМ в потреблении.

Создан прецедент национальной глобализации, когда активы трех средних предприятий с мощностями 15–25 тыс. т/год (Hempel, Jotun, PPG) объединил один российский собственник ООО «Атомстройкомплекс – промышленность» в лице его предприятия ООО «Литум». Еще две иностранные компании – Teknos и 3М – приобретены профильными предприятиями химического комплекса и лакокрасочной отрасли: ООО «Талату» (учредитель – ООО «Инваста Капитал») и АО НПХ ВМП. Эти процессы свидетельствуют, что интеграция новых мощностей в промышленный цикл российских предприятий становится простым и привычным делом.

1 сентября 2023 г. на сайте предприятия ООО «Литум» размещен пресс-релиз о завершении сделки о приобретении активов. Неожиданно для всех игроков рынка родилось большое предприятие с суммарным потенциалом 60–65 тыс. т/год и возможным годовым оборотом в 20–25 млрд/руб., что при нынешнем курсе рубля к доллару может составить 335 млн долларов годового оборота. Такие цифры дают компании возможность претендовать на позицию между 40-и и 50-м местами в рейтинге топ-80 ведущих лакокрасочных компаний мира. Очень важно, что у российских игроков появляются активы глобальной конкуренции с точки зрения мощностей и оборотов, возможности престижного места в топе мировых лидеров, а значит и повышения престижа российской лакокрасочной индустрии. Полагаем, что выход российской компании на глобальные позиции заставит задуматься о консолидации усилий действующих игроков рынка. Это важно.

Активы трех иностранных предприятий, объединенные ООО «Литум», не только дают большие возможности, но и во многом порождают ответственность новой команды собственников перед государством, инвесторами, российской лакокрасочной отраслью и потребителями за эффективную работу купленных предприятий, их интеграцию в российскую лакокрасочную индустрию и экономику в целом.

Если команде ООО «Литум» удастся быстро и профессионально организовать работу и развитие, то предприятие может стать новым лидером отрасли, который будет иметь мотивацию существенно влиять на рынки продаж в промышленном сегменте ЛКМ. Станет ли команда «Литума» лидером в вопросах подготовки кадрового резерва, программ обучения в вузах, стандартизации, тарифного регулирования, законодательных и нормативных актов, определяющих стабильную работу отрасли, сказать пока сложно. Однако надо отметить, что задача занять лидирующие позиции в отрасли не решаема без участия в организации такой работы.

В сценарии, когда команде «Литума» не удается организовать эффективную работу четырех производственных площадок предприятий с выходом на глобальный уровень, возможен путь континентальной кооперации с предприятиями стран Азии, прежде всего Китая. Такой поворот событий для российской отрасли не желателен, но бизнес есть бизнес. Объединенные активы становятся более ликвидными в мировой конкуренции за рынки сбыта. На мировом и на российском рынках уже наблюдались тенденции транснационального поглощения. Tikkurila, Helios Group, Eskaro Group AB – недавние яркие примеры того, как российские (а также европейские) активы были куплены мировыми лидерами рынка PPG (США), Kansai Paint (Япония), Flugger Group (Германия).

Есть и еще один сценарий, который выглядит вполне логичным. Это сценарий продолжения покупки ООО «Литум» (ООО «Атомстройкомплекс – промышленность») отечественных предприятий и объединение профильных российских активов. Если такой план будет иметь место, то на отечественном и мировом рынках появляется еще более мощная российская компания, а процессы разработок и конкуренции получат дополнительные преимущества.

Для отраслевого сообщества, которое вполне понимает принципиальные сложности с производством промышленных ЛКМ, успешность быстрого, в течение 5 лет, становления нового предприятия – задача не простая, требующая значительных коллективных усилий.

В чем сложности реализации проекта покупки иностранных активов и восстановления полноценной работы предприятий? Системных вопросов тут несколько.

Все иностранные компании, которые ушли из России, были встроены в глобальную империю транснациональных корпораций, которые оказывали не только всестороннюю поддержку в производстве, сырье, но и концентрировали в своих НТЦ основные и принципиально важные, ключевые программы развития. Возможно ли быстро реанимировать эти НТЦ на купленных площадках? Нет, невозможно. Такие НТЦ необходимо создавать с нуля, набирая знания, опыт и квалифицированных сотрудников. А это время.

Новая команда также лишается консультативной поддержки мировых лидеров отрасли. В сложных вопросах производства/применения, сертификации материалов эти факторы очень существенны и влияют на все циклы производственного процесса.

Чтобы выйти на эффективную работу, необходимо загрузить минимум 50% мощностей, а лучше 80%. Это 30–35 тыс. т ЛКМ в год. На профицитном рынке ЛКМ и при стагнирующей экономике найти покупателей на такие объемы ЛКМ в привычных рынках сбыта (антикоррозионная защита, судостроение, машиностроение, порошковые покрытия, автомобилестроение) будет непросто.

Новая команда должна будет создавать свой собственный имидж у потребителей, это затратно и в конкурентной среде весьма нелегко.

Как будет решать эти вопросы команда «Литума», какие рецептурные композиции материалов и какие типы ЛКМ сможет производить, покажет время. Очень сложно предположить, что PPG, Hempel, Jotun оставили свои рецептуры в пакете предложений для покупки. Но, если все же это так, то пожелаем команде ООО «Литум» успешного воспроизводства рецептурных композиций и сохранения качественных характеристик ЛКМ.

Подводя итоги этих соображений по поводу создания большой, национально ориентированной лакокрасочной компании, можно сказать, что все эти организационные вопросы преодолимы. Российские руководители и специалисты не уступают в своем профессионализме иностранным и способны решать сложные задачи.

Для отрасли важно, чтобы такое большое предприятие прошло этап организационного становления в краткие сроки и заняло достойное место в ряду крупных и ответственных предприятий. Ассоциация «Союзкраска», объединяя лакокрасочное бизнес-сообщество, открыта для общения и направила письмо о сотрудничестве руководителям нового российского предприятия.

Нельзя не обратить внимание, что за последние 5–10 лет российский лакокрасочный бизнес преобразовался в высокотехнологичный индустриальный сектор, с хорошо оснащенными предприятиями, научными центрами развития, готовый к конкурентной борьбе с ведущими транснациональными корпорациями практически во всех сегментах применения лакокрасочных материалов.

Объединение активов предприятий уже не привнесет что-то качественно новое на рынок ЛКМ России, скорее осложнит жизнь многим отечественным компаниям, которые выпускают конкурентные материалы.

Высокий потенциал отрасли стал прежде всего результатом формирования открытого для всех рынка ЛКМ, а также хорошего задела прежних времен и большой, многолетней конкурентной борьбы. Становление российских предприятий проходило под влиянием локализации иностранных транснациональных компаний, небольшая часть которых покинула рынок, именно в промышленном секторе. Это «бегство из России» положительно отразилось на производстве ЛКМ и росте продаж ведущих российских игроков рынка.

Сырьевые дисбалансы, вызванные санкционными запретами, практически не повлияли на финансовые результаты работы предприятий, а переход на азиатские и российские аналоги сырья проходит хоть и сложно, но планово и организованно.

Получили новый импульс новые разработки и сырьевые решения, позволяющие улучшать характеристики ЛКМ и покрытий. Во всех сегментах потребления, прежде всего строительном и промышленном, появились новые материалы, а сырьевые исследования позволили предприятиям более вариативно подходить к составу рецептур с сохранением качественных характеристик. Надо отметить и мудрость наших потребителей, которые с пониманием отнеслись к последствиям перестройки логистических цепочек и поддерживали контакты с предприятиями в процессе принятия новых решений и технологических испытаний.

Однако есть и исключения, которые вызывают беспокойство. В конце прошлого и в начале текущего года поиск замены ЛКМ в автопромышленности был более востребован и контакты производителей и потребителей были плотнее. Но затем, по имеющейся у нас информации, активность потребителей снизилась, они все чаще стали обращать внимание на импорт, что не может не беспокоить производителей ЛКМ. Вероятно, надо еще раз наступить «на грабли», чтобы перестроить мышление и развивать кооперацию с российскими производителями.

Есть важная тема, которую предприятия отрасли не могут решить много лет. Это экспорт ЛКМ. Доля экспорта в производстве составляет не более 5%. Это мало. Возможно, «Литум», НПХ ВМП, «Талату», ставшие новыми собственникам иностранных активов, улучшат ситуацию.

Задача развития экспорта остается сложной, а в настоящих условиях и рискованной частью бизнеса. В ее решении необходимо учитывать, что доля российских производителей в мировом производстве ЛКМ давно не меняется и составляет примерно 2% от мирового производства ЛКМ, что очень и очень мало. Топ-20 транснациональных предприятий контролируют 50% мирового рынка ЛКМ. Доля компаний стран G7 и стран ЕС в топ-20 составляет 91%. За последние 3–5 лет в топ-20 пришли китайские и индийские компании, с которыми надо конкурировать на зарубежных рынках и уже за российский рынок ЛКМ. Причем транснациональные компании из топ-20 построили свои заводы или создали совместные предприятия на территории крупнейших азиатских рынков – в Китае, Индии, Турции, которые продолжают влиять на российский рынок ЛКМ уже с юго-восточных рубежей.

Подводя итог, хочу высказать уверенность в том, что профессиональная и объективная конкуренция, консолидация мощностей российских предприятий и совместная работа над решением важных вопросов стабильного бизнеса продолжат свое положительное влияние на производство ЛКМ, будут ускорять развитие национальной лакокрасочной отрасли, укрепляя ее потенциал во всех сегментах рынка.

Прочитано 260 раз
Аверьянов Г.В.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.