Российские инвесторы покупают активы иностранных лакокрасочных предприятий – как это отразится на ситуации в отрасли?
Поступают сообщения об успешных покупках российскими инвесторами активов иностранных лакокрасочных предприятий, объявивших ранее об уходе из России. Некоторые «национализированные» предприятия уже восстановили прежние объемы и планируют наращивать производство. Так, ООО «Литум» выкупило у датской компании Hempel завод в Ульяновске, у норвежской Jotun – предприятие в Ленинградской области, у американской PPG – активы в Липецке и Коломне. Более того, компания «Литум» намерена запустить лакокрасочное производство на всех площадках до конца текущего года. Есть и другие впечатляющие примеры.
Мы попросили прокомментировать эти процессы и текущую ситуацию на российском рынке ЛКМ директора Ассоциации «Союзкраска», вице-президента Российского Союза химиков Г.В. Аверьянова.
Для начала – немного цифр, позволяющих сделать осторожный вывод о том, что ситуация с потреблением, а значит и с производством ЛКМ, в 2023 г. будет стабильной и с положительной динамикой относительно 2022 г.:
– по данным Росстата, промышленное производство ЛКМ в Российской Федерации за 8 месяцев 2023 г. составило 112,2% к 2022 г.;
– промышленное производство перерабатывающего сектора экономики за январь–август 2023 г. составило 103% (+3%) к 2022 г.;
– сектора экономики, являющиеся основными потребителями ЛКМ, демонстрируют положительный индекс производства на протяжении 8 месяцев года.
Покупка российскими инвесторами иностранных актив в лакокрасочной отрасли меняет структуру мощностей среди российских и иностранных производителей в промышленном и в перспективе в декоративном сегментах, существенно снижает влияние иностранных игроков в производстве и, соответственно, долю зарубежных и импортных ЛКМ в потреблении.
Создан прецедент национальной глобализации, когда активы трех средних предприятий с мощностями 15–25 тыс. т/год (Hempel, Jotun, PPG) объединил один российский собственник ООО «Атомстройкомплекс – промышленность» в лице его предприятия ООО «Литум». Еще две иностранные компании – Teknos и 3М – приобретены профильными предприятиями химического комплекса и лакокрасочной отрасли: ООО «Талату» (учредитель – ООО «Инваста Капитал») и АО НПХ ВМП. Эти процессы свидетельствуют, что интеграция новых мощностей в промышленный цикл российских предприятий становится простым и привычным делом.
1 сентября 2023 г. на сайте предприятия ООО «Литум» размещен пресс-релиз о завершении сделки о приобретении активов. Неожиданно для всех игроков рынка родилось большое предприятие с суммарным потенциалом 60–65 тыс. т/год и возможным годовым оборотом в 20–25 млрд/руб., что при нынешнем курсе рубля к доллару может составить 335 млн долларов годового оборота. Такие цифры дают компании возможность претендовать на позицию между 40-и и 50-м местами в рейтинге топ-80 ведущих лакокрасочных компаний мира. Очень важно, что у российских игроков появляются активы глобальной конкуренции с точки зрения мощностей и оборотов, возможности престижного места в топе мировых лидеров, а значит и повышения престижа российской лакокрасочной индустрии. Полагаем, что выход российской компании на глобальные позиции заставит задуматься о консолидации усилий действующих игроков рынка. Это важно.
Активы трех иностранных предприятий, объединенные ООО «Литум», не только дают большие возможности, но и во многом порождают ответственность новой команды собственников перед государством, инвесторами, российской лакокрасочной отраслью и потребителями за эффективную работу купленных предприятий, их интеграцию в российскую лакокрасочную индустрию и экономику в целом.
Если команде ООО «Литум» удастся быстро и профессионально организовать работу и развитие, то предприятие может стать новым лидером отрасли, который будет иметь мотивацию существенно влиять на рынки продаж в промышленном сегменте ЛКМ. Станет ли команда «Литума» лидером в вопросах подготовки кадрового резерва, программ обучения в вузах, стандартизации, тарифного регулирования, законодательных и нормативных актов, определяющих стабильную работу отрасли, сказать пока сложно. Однако надо отметить, что задача занять лидирующие позиции в отрасли не решаема без участия в организации такой работы.
В сценарии, когда команде «Литума» не удается организовать эффективную работу четырех производственных площадок предприятий с выходом на глобальный уровень, возможен путь континентальной кооперации с предприятиями стран Азии, прежде всего Китая. Такой поворот событий для российской отрасли не желателен, но бизнес есть бизнес. Объединенные активы становятся более ликвидными в мировой конкуренции за рынки сбыта. На мировом и на российском рынках уже наблюдались тенденции транснационального поглощения. Tikkurila, Helios Group, Eskaro Group AB – недавние яркие примеры того, как российские (а также европейские) активы были куплены мировыми лидерами рынка PPG (США), Kansai Paint (Япония), Flugger Group (Германия).
Есть и еще один сценарий, который выглядит вполне логичным. Это сценарий продолжения покупки ООО «Литум» (ООО «Атомстройкомплекс – промышленность») отечественных предприятий и объединение профильных российских активов. Если такой план будет иметь место, то на отечественном и мировом рынках появляется еще более мощная российская компания, а процессы разработок и конкуренции получат дополнительные преимущества.
Для отраслевого сообщества, которое вполне понимает принципиальные сложности с производством промышленных ЛКМ, успешность быстрого, в течение 5 лет, становления нового предприятия – задача не простая, требующая значительных коллективных усилий.
В чем сложности реализации проекта покупки иностранных активов и восстановления полноценной работы предприятий? Системных вопросов тут несколько.
Все иностранные компании, которые ушли из России, были встроены в глобальную империю транснациональных корпораций, которые оказывали не только всестороннюю поддержку в производстве, сырье, но и концентрировали в своих НТЦ основные и принципиально важные, ключевые программы развития. Возможно ли быстро реанимировать эти НТЦ на купленных площадках? Нет, невозможно. Такие НТЦ необходимо создавать с нуля, набирая знания, опыт и квалифицированных сотрудников. А это время.
Новая команда также лишается консультативной поддержки мировых лидеров отрасли. В сложных вопросах производства/применения, сертификации материалов эти факторы очень существенны и влияют на все циклы производственного процесса.
Чтобы выйти на эффективную работу, необходимо загрузить минимум 50% мощностей, а лучше 80%. Это 30–35 тыс. т ЛКМ в год. На профицитном рынке ЛКМ и при стагнирующей экономике найти покупателей на такие объемы ЛКМ в привычных рынках сбыта (антикоррозионная защита, судостроение, машиностроение, порошковые покрытия, автомобилестроение) будет непросто.
Новая команда должна будет создавать свой собственный имидж у потребителей, это затратно и в конкурентной среде весьма нелегко.
Как будет решать эти вопросы команда «Литума», какие рецептурные композиции материалов и какие типы ЛКМ сможет производить, покажет время. Очень сложно предположить, что PPG, Hempel, Jotun оставили свои рецептуры в пакете предложений для покупки. Но, если все же это так, то пожелаем команде ООО «Литум» успешного воспроизводства рецептурных композиций и сохранения качественных характеристик ЛКМ.
Подводя итоги этих соображений по поводу создания большой, национально ориентированной лакокрасочной компании, можно сказать, что все эти организационные вопросы преодолимы. Российские руководители и специалисты не уступают в своем профессионализме иностранным и способны решать сложные задачи.
Для отрасли важно, чтобы такое большое предприятие прошло этап организационного становления в краткие сроки и заняло достойное место в ряду крупных и ответственных предприятий. Ассоциация «Союзкраска», объединяя лакокрасочное бизнес-сообщество, открыта для общения и направила письмо о сотрудничестве руководителям нового российского предприятия.
Нельзя не обратить внимание, что за последние 5–10 лет российский лакокрасочный бизнес преобразовался в высокотехнологичный индустриальный сектор, с хорошо оснащенными предприятиями, научными центрами развития, готовый к конкурентной борьбе с ведущими транснациональными корпорациями практически во всех сегментах применения лакокрасочных материалов.
Объединение активов предприятий уже не привнесет что-то качественно новое на рынок ЛКМ России, скорее осложнит жизнь многим отечественным компаниям, которые выпускают конкурентные материалы.
Высокий потенциал отрасли стал прежде всего результатом формирования открытого для всех рынка ЛКМ, а также хорошего задела прежних времен и большой, многолетней конкурентной борьбы. Становление российских предприятий проходило под влиянием локализации иностранных транснациональных компаний, небольшая часть которых покинула рынок, именно в промышленном секторе. Это «бегство из России» положительно отразилось на производстве ЛКМ и росте продаж ведущих российских игроков рынка.
Сырьевые дисбалансы, вызванные санкционными запретами, практически не повлияли на финансовые результаты работы предприятий, а переход на азиатские и российские аналоги сырья проходит хоть и сложно, но планово и организованно.
Получили новый импульс новые разработки и сырьевые решения, позволяющие улучшать характеристики ЛКМ и покрытий. Во всех сегментах потребления, прежде всего строительном и промышленном, появились новые материалы, а сырьевые исследования позволили предприятиям более вариативно подходить к составу рецептур с сохранением качественных характеристик. Надо отметить и мудрость наших потребителей, которые с пониманием отнеслись к последствиям перестройки логистических цепочек и поддерживали контакты с предприятиями в процессе принятия новых решений и технологических испытаний.
Однако есть и исключения, которые вызывают беспокойство. В конце прошлого и в начале текущего года поиск замены ЛКМ в автопромышленности был более востребован и контакты производителей и потребителей были плотнее. Но затем, по имеющейся у нас информации, активность потребителей снизилась, они все чаще стали обращать внимание на импорт, что не может не беспокоить производителей ЛКМ. Вероятно, надо еще раз наступить «на грабли», чтобы перестроить мышление и развивать кооперацию с российскими производителями.
Есть важная тема, которую предприятия отрасли не могут решить много лет. Это экспорт ЛКМ. Доля экспорта в производстве составляет не более 5%. Это мало. Возможно, «Литум», НПХ ВМП, «Талату», ставшие новыми собственникам иностранных активов, улучшат ситуацию.
Задача развития экспорта остается сложной, а в настоящих условиях и рискованной частью бизнеса. В ее решении необходимо учитывать, что доля российских производителей в мировом производстве ЛКМ давно не меняется и составляет примерно 2% от мирового производства ЛКМ, что очень и очень мало. Топ-20 транснациональных предприятий контролируют 50% мирового рынка ЛКМ. Доля компаний стран G7 и стран ЕС в топ-20 составляет 91%. За последние 3–5 лет в топ-20 пришли китайские и индийские компании, с которыми надо конкурировать на зарубежных рынках и уже за российский рынок ЛКМ. Причем транснациональные компании из топ-20 построили свои заводы или создали совместные предприятия на территории крупнейших азиатских рынков – в Китае, Индии, Турции, которые продолжают влиять на российский рынок ЛКМ уже с юго-восточных рубежей.
Подводя итог, хочу высказать уверенность в том, что профессиональная и объективная конкуренция, консолидация мощностей российских предприятий и совместная работа над решением важных вопросов стабильного бизнеса продолжат свое положительное влияние на производство ЛКМ, будут ускорять развитие национальной лакокрасочной отрасли, укрепляя ее потенциал во всех сегментах рынка.