ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Среда, 22 февраля 2023 08:09

Жемчужины российской химической науки

Автор

Этот номер «Вестника» выходит в преддверии Международного женского дня. Поэтому наш исторический раздел мы с особым удовольствием посвящаем женщинам-химикам, составившим цвет российской науки и активно участвовавшим в организации химической индустрии в Российской империи и СССР. Нашим читателям напоминаем, что о первых женщинах-химиках России мы рассказали в № 5 «Вестника» за 2021 г. Нашими героинями тогда были Анна Федоровна Волкова, Юлия Всеволодовна Лермонтова и Вера Евстафьевна Богдановская (Попова). А сегодня мы расскажем о жизненном пути и выдающихся научных достижениях Веры Арсентьевны Баландиной, Веры Ильиничны Глебовой и Надежды Олимпиевны Зибер-Шумовой.

 

Вера Арсентьевна Баландина (1871–1943)

Вера Баландина, в девичестве Емельянова, – представительница одной из крупных купеческих семей Енисейской губернии второй половины XIX – начала XX века. Она родилась в селе Новоселово Минусинского уезда Енисейской губернии, в семье купца Емельянова, выходца из Костромской губернии, и дочери золотопромышленника А.К. Матонина.

В 1887 г. девушка с золотой медалью окончила Красноярскую женскую гимназию. В 1889 г. поступила на Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, которые окончила по физико-химическому отделению в 1893 г. Тема ее студенческих работ: «Золото, его происхождение и добыча в Енисейской тайге». После окончания Бестужевских курсов в Петербурге в 1893 г. обвенчалась со своим земляком А.А. Баландиным. Потом были Сорбонна, институт Пастера в Париже, Химическая лаборатория в Женеве.

В 1895 г. Вера Арсеньевна Баландина, получив научную степень магистра естественных наук, приехала в Енисейск. Здесь деятельность энергичной женщины была широка и разнообразна. Она открыла в Енисейске бесплатную воскресную школу для девочек, бесплатную библиотеку, первые детские ясли в Енисейской губернии. Много сил она посвятила переизданию трудов писательницы Е.И. Конради. Евгения Ивановна Конради (урожденная Бочечкарова; 1838–1898) – русская писательница, журналистка, публицистка и переводчица; деятель российского женского движения и поборница высшего образования для женщин.

В 1897 г. в 90 км от Енисейска В.А. Баландина открыла первый алмаз в Восточной Сибири, за что была избрана пожизненным действительным членом Минералогического общества при Санкт-Петербургском университете.

Вера Баландина стала главным инициатором исследования и строительства Черногорских угольных копей. В своих воспоминаниях она писала: «Я посетила Изыхские Копи на реке Абакан и угольные месторождения на реке Туба. Первые оказались неподходящими по трудности оттуда доставки, а вторые – по качеству угля. Только в апреле 1907 г. с помощью инженера А.Г. Яковлева и штейгера С.К. Окулова мне удалось найти пласт угля, где теперь создалось дело Черногорских копей в 30 верстах от Минусинска. Разведкою была установлена мощность пластов с грандиозным запасом угля...» По ее инициативе и активном финансировании была построена узкоколейная железная дорога до пристани на Енисее. В 1911 г. Вера Арсеньевна начала строительство железной дороги Ачинск – Минусинск, организовала финансирование – около 35 млн руб.

После Октябрьской революции Баландина осталась в Минусинском округе, продолжая свои исследования в области химии, увлеченность которой она привила и своему сыну А.А. Баландину, ставшему позднее академиком, лауреатом Государственной премии.

Вера Арсеньевна вела селекционную работу по выведению новых сортов пшеницы, садовых культур и лекарственных растений, изучала целебные свойства рапы соленых сибирских озер. Для своих опытов создала химическую лабораторию, публиковалась в научных российских и зарубежных изданиях.

В 1919 г., после смерти мужа, Баландина с детьми переезжает в Томск, где в 1920–1922 гг. работает химиком Сибирского ученого медицинского совета. В 1922 г. она уезжает с детьми – сыном Алексеем и дочерью Вивеей в Москву, где они оба были приняты в Московский государственный университет. В Москве она работала в качестве старшего научного сотрудника 1 разряда Государственного Колонизационного научно-исследовательского института, состоявшего в ведении Главнаук.

В 1927 г. Баландина продолжила изучение эфироносных трав под Минусинском, в районе нынешнего села Подсинего и устья реки Абакан, организовав опытно-показательный участок «Культурный».

Сын Веры и Александра Баландиных, Алексей, также стал большим ученым. Химик-органик, академик Академии наук СССР, заведующий кафедрой органической химии МГУ имени М.В. Ломоносова, автор тысячи научных работ. В годы войны Алексей Александрович вместе с Институтом неорганической химии был эвакуирован в Казань. Уехала туда с семьей сына и Вера Арсеньевна. Точная дата смерти Веры Баландиной – ученого, мецената, основательницы городов – до сих пор документально не подтверждена: 1943 или 1945. В 2008 г. как основательнице Черногорска В.А. Баландиной установлен памятник в центре этого хакасского города.

 

Вера Ильинична Глебова (1885–1935)

В.И. Глебова (до замужества Шмулевич) родилась 17 октября 1885 г. в Самаре. Отец был коммерсантом, мать – дочерью фабриканта (она умерла на шестой день после рождения Веры). Заботу о ребенке взяла на себя кормилица. Вскоре отец с детьми переехал в Одессу, затем – в Киев.

С юношеских лет Вера приобщается к революционному движению, что вызывает серьезный разлад в семье: отец, три сестры и брат отреклись от нее. В 1905 г. под чужим именем девушка была вынуждена эмигрировать в Швейцарию. Проявив завидную настойчивость, она поступает в Лозаннский университет.

Вера была одной из лучших студенток университета. Закончив его в 1911 г., она получила звание химика-аналитика, в 1913 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Исследование устойчивости бактериальной флоры в противооспенной вакцине» и получила ученую степень доктора естественных наук.

В начале первой мировой войны Глебова едет в Сербию, где в течение полугода заведует химико-бактериологической лабораторией. В 1915 г., рискуя быть арестованной, она возвращается в Россию. Ей помогают устроиться на работу – заведующей химико-бактериологической лабораторией при Всероссийском земском союзе, который играл значительную роль в материально-техническом обеспечении армии, помощи больным и раненым воинам. В том же году Вера Ильинична отправляется на фронт.

В 1919 г. она едет в Калугу и ведет занятия по медицинской подготовке на курсах «Красных сестер». Кроме того, она читает лекции на естественнонаучные темы, помогает городскому отделу народного образования в разработке школьных программ, закупает (на свои деньги) огромное количество книг и передает их в городские библиотеки...

В 1920 г., демобилизовавшись из рядов Красной Армии, Глебова возвращается в Москву в распоряжение ВСНХ. 31 декабря 1920 г. доктора естественных наук Глебову назначают заведующей Отделом новых производств химической промышленности ВСНХ.

Глебова изучает работы Марии и Пьера Кюри, устанавливает научные контакты с академиками В.И. Вернадским и А.Е. Ферсманом, которые возглавляли Отдел редких металлов и радиоактивных веществ в Комиссии естественных производительных сил России при Академии наук СССР.

В 1921 г. по предложению Глебовой на Урале создают опытное производство – радиевый завод, который уже несколько месяцев спустя выдал первые миллиграммы радия. В1923 г. на радиевом заводе опытное производство преобразуется в промышленное. Это означало, что в России родилась новая отрасль промышленности – радиевая.

Становление радиевой промышленности требовало неустанного внимания к развитию сырьевой базы страны, строгого научного обоснования запасов радиевых руд. С 1923 г. в Институте прикладной минералогии (ныне Всероссийский НИИ минерального сырья имени Н.М. Федоровского) изучался состав урановых руд единственного известного в то время Тюямуюнского месторождения и разрабатывалась технология раздельного извлечения радия, урана и ванадия. Геологические особенности объекта ранее практически не изучались, и запасы руды не были известны. Решение этого вопроса взяла на себя В.И. Глебова. В начале 1924 г. она направила в НТО ВСНХ докладную записку с обоснованием срочной организации исследований месторождений радия в Туркестане, и вскоре экспедиция была на пути в Ташкент. В отчете, представленном Н.М. Федоровским по завершении работ, отмечалось, что был проведен осмотр рудного поля Тюя-Муюна, осуществлено общее ознакомление с геологией и минералогией прилегающей части Южной Ферганы и составлен план научно-исследовательской и поисково-разведочной деятельности. Эта экспедиция стала весомым вкладом ученых в развитие радиевой промышленности.

Становление в 1920-х гг. в нашей стране производства радия, вольфрама, молибдена, селена, различных соединений редких элементов и препаратов на их основе целиком базировалось на исследованиях и технологических разработках, успешно выполненных отечественными учеными. В августе 1924 г. В.И. Глебова занималась созданием Отдела редких элементов в ИПМ, который позднее возглавила.

Вере Ильиничне принадлежит создание программы исследований Отдела, ставшего одним из ведущих центров в области изучения редких элементов. Большинство исследований проводилось впервые в отечественной науке. Новый отдел взял на себя выполнение большого числа работ по договорам с промышленными предприятиями и ведомствами. В конце 1927 г. по инициативе В.И. Глебовой Лаборатория редких элементов приступила к исследованиям, связанным с разработкой технологии получения сверхтвердых материалов для изготовления бурильного и режущего инструмента. В 1928–1929 гг. ИПМ развернул также исследования по разработке методов извлечения ванадия и титана из титаномагнетитов, получения лития, цезия и рубидия из лепидолитов. Изучались методы получения бериллия, его сплавов и соединений, а также других редких элементов.

В процессе организации и развития научно-исследовательских работ в Институте прикладной минералогии сформировался творческий коллектив ученых и специалистов. В.И. Глебова, А.Е. Ферсман и Н.М. Федоровский стали инициаторами созыва Первого Всесоюзного совещания по редким элементам, состоявшегося в апреле 1925 г. На нем была принята общая резолюция, рекомендации которой легли в основу правительственных декретов и постановлений, положивших начало рождению и развитию отечественной редкометаллической промышленности.

С именем В.И. Глебовой неразрывно связано развертывание исследований и в этой области. Еще в 1924 г. на заседании Главного экономического управления ВСНХ СССР под ее председательством было рассмотрено предложение о создании специальной комиссии по добыче гелия и других благородных газов. С 1927 г. работы, связанные с добычей гелия, были переданы тресту «Редкие элементы», которому предстояло поставить их на опытно-промышленную основу, что и было успешно осуществлено.

В 1924 г. Глебова снаряжает очередную геолого-разведочную экспедицию в Южную Фергану под руководством академика А.Е. Ферсмана и сама принимает в ней участие. Она создает и несколько лет возглавляет лабораторию редких элементов Института прикладной минералогии и металлургии. Работает над технологией получения для авиационной отрасли промышленности бериллия из отечественного сырья. Создает при ВСНХ комиссию, занимающуюся вопросами получения гелия и других газов, которые необходимы в воздухоплавательной технике. С этой целью были организованы экспедиции в Крым, Забайкалье, на Северный Кавказ, Украину, остров Сахалин.

В 1925 г. Глебову назначают руководителем радиевой отрасли промышленности при Главхимпроме. По ее инициативе в Москве созывается первое Всесоюзное совещание по редким элементам. На основе разработанного ею проекта был создан общесоюзный трест «Редкие элементы», положивший начало отечественной редкометаллической отрасли промышленности. Глебова возглавляла этот трест до 1929 г.

По предложению В.И. Глебовой в 1931 г. был основан Государственный научно-исследовательский институт редких элементов Всесоюзного объединения редких элементов и тонкой металлургии ВСНХ СССР (Гиредмет), где до 1934 г. Вера Ильинична была его директором.

При непосредственном участии Глебовой в России создается Бюро по исследованию и промышленному применению редких элементов, которое первым в нашей стране разработало технологию получения металлического вольфрама и молибдена из их руд.

Трудно переоценить заслугу Глебовой в создании Государственного научно-исследовательского и проектного института редкометаллической промышленности (Гиредмет, 1931 г.). Она была не только его организатором, но и первым директором.

В начале 1930-х гг. здоровье Веры Ильиничны резко ухудшилось. Тяжелые приступы все чаще и чаще приковывают ее к постели. В связи с этим 27 сентября 1934 г. (по ее личной просьбе) она была освобождена от обязанностей директора Гиредмета по состоянию здоровья. А 16 декабря 1935 г. Глебовой не стало...

 

Надежда Олимпиевна Зибер-Шумова (1856–1916)

Надежда Шумова родилась 7 (19) мая 1856 г. в Ростове. Окончив гимназию, она поступила на Владимирские высшие женские курсы в Петербурге, где обучалась до 1875 г. Под руководством А.М. Бутлерова она занималась качественным и количественным анализом в частной химической лаборатории, после чего успешно сдала экзамены по курсу неорганической и органической химии.

Надежда стремилась получить высшее медицинское образование, однако в России это было невозможно для женщины. Поэтому она уехала в Европу, где училась вначале в Гейдельбергском университете, а затем в Коллеж де Франс, парижском учебно-исследовательском учреждении, предлагавшем бездипломные курсы высшего образования по научным дисциплинам.

В 1874 г. Надежда Шумова вернулась в Россию и вышла замуж за Н.И. Зибера, доцента кафедры политической экономии и статистики университета Св. Владимира в Киеве. Когда супруг вышел в отставку, она переехала вместе с ним в Швейцарию, где в 1880 г. получила степень доктора медицины.

В 1877 г. Надежда Зибер-Шумова присоединилась к исследовательской группе М.В. Ненцкого, возглавлявшего отделение биохимии в Бернском университете. Самостоятельно или в соавторстве с Ненцким Надежда Зибер-Шумова написала более 30 работ по химии и биохимии. Особо значимой была их совместная работа над исследованием пигмента крови гемина в рамках длительных исследований продуктов распада гемина, осуществлявшихся Ненцким. Кроме того, они совместно разработали метод обнаружения уробилина в моче, который впоследствии получил название «проба Ненцкого–Зибер». М.В. Ненцкий также проводил работы с производным мочевой кислоты – индолом – и вместе с Зибер-Шумовой предложил способ получения оксикетонов из жирных кислот и фенолов. После четырех лет работы в лаборатории Ненцкого Надежда Зибер-Шумова была назначена ассистентом по физиологической химии Бернского университета, став первой женщиной, занявшей штатную должность в этом университете.

В 1891 г. Марцелий Ненцкий был приглашен в Санкт-Петербург, где возглавил физиолого-химическое отделение Императорского института экспериментальной медицины (ныне Институт экспериментальной медицины). Зибер-Шумова вошла в число старших сотрудников Ненцкого. В 1892 г. Надежда Зибер-Шумова принимала участие в планировании и оснащении институтской лаборатории, в которой затем проводились исследования по физиологической химии.

После смерти Марцелия Ненцкого Надежда Зибер-Шумова была назначена заведующей химическим отделом, а в 1912 г. стала первой женщиной, получившей права действительного члена института (вопреки существовавшему в уставе института положению, не предусматривавшему присвоения такого звания женщинам).

Ее работы, в том числе написанные в соавторстве с Ненцким, касаются химического состава различных пигментов животных тканей, красящих веществ крови и их производных, оксидаз и других ферментов, биологии брожения и гниения, химического состава бактерий, токсинов и антитоксинов, патогенности микроорганизмов и пр.

Прочитано 487 раз
НИИТЭХИМ

niitekhim.com/ | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.