Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что снижение товарооборота в январе–сентябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. было обусловлено как сокращением экспортных поставок, так и импортных закупок. При этом экспорт Россией химикатов за рубеж в январе–сентябре 2020 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16,5%, а импорт – на 8,9%. В результате отрицательное сальдо внешнеторгового оборота химической и нефтехимической продукции, составлявшее в январе–сентябре 2019 г. 784,4 млн долл., в январе–сентябре 2020 г. выросло по абсолютной величине в 2,6 раза до 2061 млн долл.
В январе–сентябре 2020 г. внешняя торговля России химическими и нефтехимическими товарами со странами ЕАЭС сократилась на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., в то время как торговля с прочими странами сократилась на 12,5%. В результате доля стран ЕАЭС в структуре внешнеторгового оборота продукции химического комплекса снизилась с 11,8% в январе–сентябре 2019 г. до 11,7% в январе–сентябре 2020 г.
Сальдо внешней торговли продукцией химии и нефтехимии со странами ЕАЭС на протяжении рассматриваемого периода оставалось положительным и составляло 1 619,5 млн долл. январе–сентябре 2019 г. и 1 547,9 млн долл. в январе–сентябре 2020 г.
Сальдо внешней торговли химикатами с прочими странами на протяжении рассматриваемого периода оставалось отрицательным. В январе–сентябре 2019 г. оно составляло 2 403,9 млн долл., а в январе–сентябре 2020 г. – 3 608,9 млн долл. (рост по абсолютной величине в 1,5 раза).
Экспорт Россией химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2020 г.
В январе–сентябре 2020 г. экспорт Россией химических и нефтехимических товаров уменьшился по отношению к январю–сентябрю 2019 г. на 16,5% и составил 14,64 млрд долл.
Лидирующие позиции в товарной структуре российского экспорта продукции химии и нефтехимии традиционно занимают минеральные удобрения. Их доля в общей стоимости вывоза в январе–сентябре 2020 г. составила 35,5%. На втором месте – пластмассы и синтетические смолы, доля которых в товарной структуре экспортных поставок составила 11%. На изделия из пластмасс в рассматриваемом периоде приходилось 7,1% экспорта.
Кроме того, стабильные и крупные поставки за рубеж наблюдались по следующим позициям (в % от стоимости экспортных поставок): синтетический каучук – 5,9%, шины и камеры – 5,5; аммиак безводный – 4,5; технический углерод – 2,1; горнохимическое сырье – 2; метанол – 2; капролактам – 1,4; синтетические моющие и жидкие чистящие средства – 1,4 циклические углеводороды – 1,3; резинотехнические и резиновые изделия – 1,2; химические средства защиты растений – 1,1, эфиры простые ациклические – 1 (рис. 1). В последние годы наметилась тенденция постепенного роста в структуре российского экспорта химикатов доли продукции с более высокой добавленной стоимостью. Так, доля пластмасс и синтетических смол в экспортных поставках по сравнению с 2019 г. выросла в 1,6 раза, изделий из пластмасс – в 1,2 раза, химических средств защиты растений – в 1,5 раза. Тем не менее, несмотря на эти положительные изменения, представленная структура российского экспорта химических и нефтехимических товаров свидетельствует о сохраняющимся в нем преобладании продукции сырьевого назначения и полупродуктов.
Снижение объема экспортных поставок химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. было обусловлено как сокращением их физического объема, так и снижением экспортных цен.
Снижение экспортных цен в рассматриваемом периоде было характерно практически для всех групп химических и нефтехимических товаров, за исключением катализаторов. При этом рост экспортных поставок по тоннажу на фоне падения цен был зафиксирован для таких товаров, как метанол, капролактам, сода каустическая жидкая, основные крупнотоннажные полимеры, изделия из пластмасс, ортоксилол, химические средства защиты растений, синтетические моющие и жидкие чистящие средства, а также резинотехнические и резиновые изделия. Сокращение экспортных поставок в натуральном выражении на фоне снижения цен наблюдалось для апатитового концентрата, серы, минеральных удобрений, кальцинированной соды, лаков, эмалей, красок, грунтовок и шпатлевок, полиамидов, технического углерода, параксилола, стирола, прочих эфиров простых ациклических, синтетических каучуков и шин (табл. 2).
Географическая направленность российского экспорта химических и нефтехимических товаров отличается большим разнообразием. В 2019 г. около 2/3 объема вывозимой продукции было реализовано на рынках 13 стран (табл. 3).
В январе–сентябре 2020 г. крупнейшим покупателем российских химических и нефтехимических товаров вновь стал Китай. В рассматриваемом периоде на рынке этой страны были реализованы российские химикаты на сумму 1 297,8 млн долл., или 8,9% от общей стоимости вывоза. Второе и третье места по закупкам российских химикатов в январе–сентябре 2020 г. занимали две страны ЕАЭС – Белоруссия и Казахстан. Стоимость поставок в Белоруссию продукции химического комплекса в рассматриваемом периоде составила 1 229,5 млн долл. (8,4% вывоза), а в Казахстан – 1 229,4 млн долл. (8,4% вывоза). На четвертое место по закупкам химических и нефтехимических товаров у РФ в январе–сентябре 2020 г. отодвинулась Бразилия. Поставки химикатов в эту страну в стоимостном выражении составили 1 016,3 млн долл. (6,9% стоимости вывоза). На пятом месте в рассматриваемом периоде оказалась Финляндия, закупившая у нашей страны продукты химии и нефтехимии на сумму 781,1 млн долл. (5,3% от стоимости экспорта).
Среди остальных зарубежных потребителей российских химикатов следует отметить Индию, Украину, Эстонию, Польшу и Турцию. Объем экспортных поставок в эти страны составлял соответственно 693,3, 610,4, 601,6, 601,2 и 565,6 млн долл., а доли в структуре экспорта – 4,7, 4,2, 4,1, 4,1 и 3,9% соответственно.
Импорт Россией химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2020 г.
В январе–сентябре 2020 г. импорт Россией химической и нефтехимической продукции сократился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 16,7 млрд долл.).
Товарную структуру импортных закупок формирует широкий по номенклатуре и ассортименту круг товаров, включающий главным образом химикаты с высокой добавленной стоимостью. К данным товарам, в частности, относятся (в % от стоимости импорта в 2019 г.): изделия из пластмасс – 22,7; шины и камеры – 7,9; резинотехнические и резиновые изделия – 6,7; химические средства защиты растений – 4; лаки, эмали, краски, грунтовки и шпатлевки – 3; катализаторы – 2; синтетические моющие и жидкие чистящие средства – 1,6; поверхностно-активные вещества – 1,4 и реагенты диагностические и лабораторные – 1,4. Кроме того, важное место в импорте занимают пластмассы и синтетические смолы, доля которых в стоимости импортных закупок составила 15,9%, а также химические волокна и нити – 2,1% стоимости импорта (рис. 2).
В табл. 4 приведены статистические данные по наиболее крупным товарным позициям российского импорта химических и нефтехимических товаров.
Анализ представленных в табл. 4 данных показывает как рост импортных закупок отдельных продуктов химии и нефтехимии, так и снижение импорта по многим позициям в январе–сентябре 2020 г. при одновременном снижении цен на ключевые импортируемые товары.
Рост импорта в натуральном выражении на фоне снижения импортных цен наблюдался для химических средств защиты растений, изоцианатов, поверхностно-активных веществ, катализаторов, технических клеев, полипропилена и сополимеров пропилена и полиэтилентерефталата.
Снижение импортных закупок на фоне снижения цен наблюдалось для таких товаров, как терефталевая кислота, неорганические пигменты, полимеры этилена, полистирол и сополимеры стирола, поливинилхлорид и сополимеры винилхлорида, акриловые полимеры, химические волокна и нити, синтетические каучуки и шины.
Наконец, снижение импорта на фоне роста цен в рассматриваемом периоде было характерно для изделий из пластмасс, синтетических моющих и жидких чистящих средств, реагентов диагностических и лабораторных, химикатов-добавок для полимерных материалов и резинотехнические и резиновые изделия. При этом необходимо принимать во внимание, что рост средних цен в данных товарных группах связан преимущественно с изменением ассортимента закупаемой продукции.
Географическая структура импорта Россией химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2020 г. представлена в табл. 5.
В последние годы крупнейшим по значимости поставщиком химической и нефтехимической продукции на рынок России остается Китай. В январе–сентябре 2020 г. импорт химикатов из этой страны составил 3 617,1 млн долл., или 21,7% российского ввоза химических и нефтехимических товаров.
Второе место в географической структуре импорта химикатов традиционно занимает Германия. В январе–сентябре 2020 г. импортные закупки химикатов в этой стране составили 2 305,5 млн долл., или 13,8% от общей стоимости отечественного импорта. Доли других стран мира в структуре российских импортных закупок химической и нефтехимической продукции существенно уступают долям Китая и Германии.
Закупки Россией продукции химии и нефтехимии в Белоруссии в январе–сентябре 2019 г. составили 987,2 млн долл. (5,4% стоимости импорта), в США – 899,7 (5,3% стоимости импорта), в Италии – 685 млн долл. (4,1% стоимости импорта), в Республике Корея – 653,4 млн долл. (3,9% стоимости импорта), во Франции – 637,7 (3,8% стоимости импорта). Важнейшими поставщиками химикатов в нашу страну среди государств ЕС, помимо вышеперечисленных стран, являются Бельгия, Польша, Нидерланды, Великобритания и Испания (доли которых в структуре российских импортных закупок составляют от 2 до 3,3%). Среди других важных поставщиков химической и нефтехимической продукции на российский рынок следует упомянуть Японию, Турцию и Индию.
* * *
В январе–сентябре 2020 г. продолжился процесс корректировки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС на продукцию химического комплекса.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №2 от 14 января 2020 г. установлена ставка ввозной таможенной пошлины в отношении фольги для тиснения (код ТН ВЭД ЕАЭС 3212 10 000 0) в размере 0% от таможенной стоимости. Ставка ввозной таможенной пошлины будет применяться с 01.09.2019 по 31.08.2022 включительно. Решение вступило в силу через 30 дней после его опубликования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии №27 от 16 марта 2020 г. установлена ставка ввозной таможенной пошлины в отношении терефталевой кислоты и ее солей (код ТН ВЭД ЕАЭС 2917 36 000 0) размере 0% от таможенной стоимости с 1 января 2020 г. до 31 декабря 2021 г. включительно. Решение вступило в силу через 10 дней после его опубликования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии №28 от 16 марта 2020 г. исключены из ТН ВЭД ЕАЭС позиции смолы эпоксидные (код ТН ВЭД ЕАЭС 3907 30 000 0) и полиуретаны прочие (код ТН ВЭД 3909 50 900 0). Этим же решением включены в ТН ВЭД ЕАЭС следующие позиции:
3907 30 000 1 – – смолы эпоксидные для производства волокон оптических;
3907 30 000 9 – – смолы эпоксидные прочие;
3909 50 900 1 – – – полиуретаны для производства волокон оптических;
3909 50 900 9 – – – полиуретаны прочие.
Ставка ввозной таможенной пошлины в отношении позиций с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 3907 30 000 1 и 3909 50 900 1 установлена в размере 0% от таможенной стоимости на срок от 16 марта 2020 г. по 31 декабря 2020 г., а в отношении позиций с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 3907 30 000 9 и 3909 50 900 9 осталась на прежнем уровне. Решение вступило в силу через 10 дней после его опубликования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 37 от 17 марта 2020 г. исключены из ТН ВЭД ЕАЭС следующие позиции:
2931 39 000 0 – – – прочие;
2931 90 200 0 – – – метилфосфоноилдифторид (дифторангидрид метилфосфоновой кислоты);
2931 90 300 0 – – – метилфосфоноилдихлорид (дихлорангидрид метилфосфоновой кислоты)
2931 90 500 0 – – – этидроновая кислота (INN) (1- гидроксиэтан-1,1- дифосфоновая кислота) и ее соли
2931 90 600 0 – – – (нитрилотриметандиил)трис (фосфоновая кислота), {этан-1,2-диилбис [нитрилобис(метилен)]} тетракис(фосфоновая кислота), [(бис{2-[бис(фосфонометил) амино]этил}амино)метил] фосфоновая кислота, {гексан-1,6-диилбис [нитрилобис(метилен)]} тетракис(фосфоновая кислота), {[(2-гидроксиэтил)имино] бис(метилен)} бис(фосфоновая кислота) и [(бис{6-[бис (фосфонометил)амино]гексил} амино)метил] фосфоновая кислота; их соли;
2931 90 800 1 – – – – 2-хлорэтилфосфоновая кислота; кремнийорганические соединения;
2931 90 800 2 – – – – N-фосфонометилглицин, его калиевая и изопропиламинная соли;
2931 90 800 9 – – – – прочие.
Этим же решением включены в ТН ВЭД ЕАЭС следующие позиции:
2931 39 200 0 – – – метилфосфоноилдифторид (дифторангидрид метилфосфоновой кислоты);
2931 39 300 0 – – – метилфосфоноилдихлорид (дихлорангидрид метилфосфоновой кислоты)
2931 39 500 0 – – – этидроновая кислота (INN) (1- гидроксиэтан-1,1- дифосфоновая кислота) и ее соли
2931 39 600 0 – – – (нитрилотриметандиил)трис (фосфоновая кислота), {этан-1,2-диилбис [нитрилобис(метилен)]} тетракис(фосфоновая кислота), [(бис{2-[бис(фосфонометил) амино]этил}амино)метил] фосфоновая кислота, {гексан-1,6-диилбис [нитрилобис(метилен)]} тетракис(фосфоновая кислота), {[(2-гидроксиэтил)имино] бис(метилен)} бис(фосфоновая кислота) и [(бис{6-[бис (фосфонометил)амино]гексил} амино)метил] фосфоновая кислота; их соли;
2931 39 900 1 – – – – 2-хлорэтилфосфоновая кислота;
2931 39 900 2 – – – – N-фосфонометилглицин, его калиевая и изопропиламинная соли;
2931 39 900 9 – – – – прочие;
2931 90 000 1 – – кремнийорганические соединения;
2931 90 000 9 – – прочие.
Ставка ввозной таможенной пошлины в отношении позиций с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2931 39 200 0, 2931 39 300 0, 2931 39 900 1 и 2939 90 000 1 установлена в размере 5% от таможенной стоимости, в отношении позиций с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2931 39 500 0, 2931 39 600 0, 2931 39 900 9 и 2931 90 000 9 – в размере 3% от таможенной стоимости и в отношении позиции с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2931 39 900 2 в размере 0% от таможенной стоимости. Решение вступило в силу через 30 дней после его опубликования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии №43 от 29 апреля 2020 г. установлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении спирта бензилового (код ТН ВЭД ЕАЭС 2906 21 000 0), ванилина (код ТН ВЭД ЕАЭС 2912 41 000 0) и этилванилина (код ТН ВЭД ЕАЭС 2912 42 000 0) в размере 0% от таможенной стоимости с даты вступления в силу Решения по 30 июня 2022 г. включительно. Решение вступило в силу через 30 дней после его опубликования. Интервью от Михаил Кокорич читайте тут
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №112 от 22 сентября 2020 г. установлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении красок и лаков для кожевенно-обувной промышленности, классифицируемых в коде ТН ВЭД ЕАЭС 3910 00 900 1, и поверхностно-активных средств для кожевенно-обувной промышленности, классифицируемых в коде ТН ВЭД ЕАЭС 3402 90 100 2, в размере 0% от таможенной стоимости с даты вступления в силу Решения по 31 октября 2023 г. включительно. Решение вступило в силу через 30 дней после его опубликования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии №84 от 11 сентября 2020 г. исключена из ТН ВЭД ЕАЭС позиция сополимеры этилен-альфаолефиновые с удельным весом менее 0,94 (код ТН ВЭД ЕАЭС 3901 40 000 0). Этим же решением включены в ТН ВЭД ЕАЭС позиции: сополимеры, указанные в дополнительном примечании ЕАЭС 1 к данной группе (код ТН ВЭД ЕАЭС 3901 40 000 1), и прочие сополимеры этилен-альфаолефиновые с удельным весом менее 0,94 (код ТН ВЭД ЕАЭС 3901 40 000 9). В отношении сополимеров, указанных в дополнительном примечании ЕАЭС 1 к данной группе (код ТН ВЭД ЕАЭС 3901 40 000 1), установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости. В отношении прочих сополимеров этилен-альфаолефиновых с удельным весом менее 0,94 (код ТН ВЭД ЕАЭС 3901 40 000 9) установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 6,5% от таможенной стоимости, которая будет применяться с даты вступления в силу решения по 30.09.2021 г. Решение вступило в силу через 10 дней после его опубликования.