ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Вторник, 26 декабря 2023 08:44

Важнейший проект технологического суверенитета

Автор

Российская химия и нефтехимия имеет все предпосылки для роста в долгосрочной перспективе. В распоряжении российских компаний – фактически неисчерпаемые сырьевые ресурсы, эффективная система отраслевой государственной поддержки, современная и развивающаяся инфраструктура. В то же время до недавнего времени недостаточно внимания уделялось решению ряда проблем, ранее решавшихся за счет импортных закупок, – прежде всего, созданию и масштабированию производства средне- и малотоннажных (но востребованных!) марок продуктов. Также остро стоит задача развития внутреннего рынка потребления продуктов химии и диверсификация международных рынков сбыта. Решение этих вопросов сделает российскую химию и нефтехимию самодостаточной и устойчивой в долгосрочной перспективе и станет решающим трендом на пути современной химизации экономики в целом.

В октябре 2023 г. было заявлено о 10 мегапроектах, направленных на достижение технологической независимости. По словам председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, мегапроекты должны обеспечить создание цепочек локализованной и высокотехнологичной продукции по ключевым отраслям. Химическое направление сразу же было включено в число первоочередных мегапроектов. В 1-м квартале 2024 г. Минпромторг России представит президенту и правительству важнейший проект технологического суверенитета, который носит название «Импортозамещение критической химической продукции».

Основными направлениями данного проекта являются следующие:

1. Создание производственных цепочек:

  • фосфорной – от производства желтого фосфора до широкого спектра фосфорорганических эфиров и глифосата (гербицид из группы фосфорорганических соединений, производное фосфоновой кислоты). В рамках этой цепочки необходимо создать производство 23 молекул;
  • хлорорганической – от эпихлоргидрина до эпоксидных смол, от монохлоруксусной кислоты (МХУК) до карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ), полиаминокарбоновых кислот и глицина. В рамках этой цепочки должно быть запущено производство 27 молекул. ПАО «Химпром» в 2024 г. в Новочебоксарске планирует запустить производство МХУК. По расчетам, оно закроет внутреннюю потребность, которая оценивается в 7 тыс. т);
  • полиэфирной – от параксилола к ТФК и полиэфирному волокну и ПЭТ-пластику, от неопентилгликоля к полиэфирным смолам. В рамках этой цепочки должно быть запущено производство 9 молекул. ГК «Титан» в рамках проекта по созданию в Пскове многофункционального комплекса по выпуску полиэтилентерефталата, волокон, пленок и нетканых материалов уже запустила производство БОПЭТ-пленок мощностью 72 тыс. т в год;
  • полиуретановой – от анилина и окиси пропилена к изоцианатам и полиуретанам. Здесь запланировано производство 7 молекул. Заявлено восстановление производства анилина, существовавшего в АО «Волжский оргсинтез» и ПАО «Химпром»;
  • спецполимерной – производство СВМПЭ, арамидного волокна и сырья для его производства (21 молекула). Башкирское предприятие «СВЭМ» планирует разместить в особой экономической зоне «Алга» производство сверхвысокомолекулярного полиэтилена мощностью 14 тыс. т;
  • кремнийорганической – от метилхлорсиланов к кремнийорганическим жидкостям и силиконам (26 молекул). Небольшое количество кремнийорганических продуктов производит ПАО «Химпром» в Новочебоксарске, но этого явно недостаточно. АО «КЗСК-Силикон» в 2015–2020 гг. пытались создать завод по производству кремнийорганических соединений, однако из этого ничего не вышло.

2. Развития индустрии интермедиатов и особо чистых веществ, в том числе действующих веществ для ХСЗР (28 молекул).

Здесь надо пояснить, что в советское время существовало довольно развитое производство ХСЗР. Так, в 1985 г. в СССР было произведено 215 тыс. т действующих веществ (ДВ) (из них 60% в РСФСР, 40% в других союзных республиках). В то же время 13 промышленных предприятий, занимавшихся в России производством ДВ, выпускали продукцию, которая уже давно не используется в сельском хозяйстве и более того, ныне категорически запрещена, как, например, ДДТ.

Общий объем рынка ХСЗР в Российской Федерации по итогам 2022 г. составил 230 тыс. т. В 2023 г., по предварительным данным Российского союза производителей, химических средств защиты растений (РСП ХСЗР), может быть зафиксирован 5–10-процентный рост продаж пестицидов на отечественном рынке. Российские производственные мощности, по данным РСП ХСЗР, суммарно способны обеспечить выпуск до 380 тыс. т препаратов в год, однако здесь речь идет только о производстве конечной продукции на основе импортных (в основном китайских) ДВ.

У нас большая зависимость по таким ДВ, как 2,4-Д, феноксапропан-П-этил, тебуконазол, бентазон, дикват, пропиконазол и др. В чем же причина многолетнего дефицита веществ, вовсе не являющихся «откровением» для отечественной химии? Основной причиной отсутствия промышленных производств действующих веществ пестицидов являются проблемы внедрения инновационных отечественных разработок в промышленность РФ, которые обусловлены следующими объективными и субъективными факторами:

  • низкие цены на ДВ в Китае и Индии, где сосредоточено мировое производства «грязной» химии;
  • нарушены производственные цепочки из-за утери целого ряда производств химического сырья и полупродуктов;
  • высокие капитальные затраты на создание производств малотоннажной и среднетоннажной химии для производства ДВ;
  • нет общепринятых, в том числе потенциальными инвесторами, компетенций в оценке интеллектуальной собственности и результатов НИР и НИОКР;
  • грантовая поддержка Минпромторга России до 2022 г. была осложнена нормативом 5-кратного увеличения выпуска готовой продукции, и за 10 лет поддержки не было профинансировано ни одного проекта.

В то же время в РФ имеются технологии получения ряда действующих веществ пестицидов (гербицидов) – флорасулам, имазамокс, римсульфурон, никосульфурон, трифлусульфурон-метил, трибенурон-метил. Плюс есть проект завода по производству 7 гербицидов для обеспечения большей части рынка отечественных препаратов.

С 2022 г. АО «Фирма «Август» расширило линейку выпускаемых на заводе «Август-Хубэй» в Китае активных компонентов для пестицидов. Помимо пропиконазола и тебуконазола, которые предназначены для препаратов для борьбы с болезнями растений, в производство запущены еще три действующих вещества: метамитрон, имазамокс и бентазон. АО «Щелково Агрохим» на своей производственной площадке в Подмосковье реализует производство 2-этилгексилового эфира 2,4-Д мощностью 1500 т/год, 2-этилгексилового эфира клопиралида мощностью 15 т в год. Имеется и ряд других проектов в области производства важнейших веществ и субстанций для ХСЗР.

3. Производство сырьевых компонентов для выпуска активных фармацевтических субстанций (AФС) – более 100 молекул.

Речь идет о замещении широкого спектра импортных малотоннажных полупродуктов, необходимые для производства фармацевтических интермедиатов – бромметан, бензофуран, пиримидин, формамид, пропаналь, изопропиламин, масляная и кротоновая, глутаровая, малоновая, бензоилмуравьиная кислоты, адамантан, тетралон и многие другие. Многие соединения высокой степени очистки поставляются из Великобритании (Alfa Aesar), Бельгии (Acros Organics), Италии (Сhematek), Sigma-Aldrich (CША) и др. по высоким ценам.

В России производятся порядка 40 микротоннажных полупродуктов достаточной степени чистоты из 300, необходимых для синтеза приоритетных лекарственных препаратов.

Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» («Фарма-2020») была утверждена 17 февраля 2011 г. В 2019 г. срок ее реализации был продлен до 2024 г., поскольку с выпуском инновационных препаратов возникли сложности, т.к. бюджетное финансирование клинических и доклинических исследований было приостановлено, а средства перенаправлены на другие мероприятия программы.

Инновационный цикл так и не был запущен, многие проекты не вышли на фазу клинических исследований. Целевые показатели не были достигнуты. Так, в госпрограмму «Фарма-2020» был заложен показатель в 57 новых молекул. Из них было получено четыре, причем одну купили у швейцарцев, а другая была зарегистрирована еще до вступления в силу стратегии.

В нынешнем году принята Стратегии «Фарма-2030», и теперь есть надежда, что допущенные ошибки будут учтены и в ходе реализации удастся выработать конкретные меры по выводу фармотрасли на инновационный путь развития.

Также планируется запустить производство более 100 молекул для производства особо чистых веществ и вспомогательных химикатов для радиоэлектронной промышленности (бромистый водород ОСЧ, N-метил-2- пирролидон ОСЧ, тиомочевина Ч, ЧДА, ОСЧ, натрий лимоннокислый трехзамещенный 5,5-водный,Ч, ЧДА, сульфат аммония ОСЧ и многие др.)

Особое внимание также уделят производству мало- и среднетоннажных интермедиатов, продуктов и растворителей (более 100 молекул)

4. Развитие географических химических центров.

На восстановленных химических предприятиях Донецкой и Луганской областей планируется наладить производство 62 молекул, а на воссозданном центре химии в г. Усолье-Сибирское – 20 молекул.

Общий объем господдержки, направленной химическому комплексу в январе–августе 2023 г., составил 11 млрд руб. Воспользоваться мерами господдержки за указанный период смогли 33 организации. Кроме действовавших ранее механизмов стимулирования, после 2022 г. были запущены дополнительные меры поддержки бизнеса в изменившихся условиях. Так, были внедрены гранты на реинжиниринг критически важных комплектующих. При субсидировании затрат на НИОКР введен повышающий коэффициент 1,5. Разработана программа льготного кредитование организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной промышленной продукции. Внедрена льготная программа кредитования импортеров и субсидирование части затрат на транспортировку российской продукции на экспорт, а также многие другие механизмы.

К 2030 г. общий инвестиционный бюджет отрасли составит 2 трлн руб.

Предусматриваются такие инструменты господдержки, как:

– кластерная инвестиционная платформа (КИП), которая направлена на предоставление льготных кредитов российским промышленным предприятиям для реализации инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции. Инвесторы для получения льготного финансирования могут самостоятельно выбрать кредитные организации;

– единая субсидия на НИОКР;

– льготные займы ФРП;

– возмещение затрат на уплату процентов по кредитам;

– промышленные ГЧП (государственно-частное партнерство);

– субсидирование затрат на создание инжиниринговых центров.

Государство делает ставку на крупные холдинги (ПАО «СИБУР-Холдинг», ГК «Росатом», ГК «Ростех», Группа «Титан», ПАО «Газпромнефть», АО «Росхим», АО «МКХ «Еврохим», ПАО «Химпром», которые в основном и являются потребителями критически важной химической продукции.

К 2026 г. в результате реализации данных мероприятий планируется ввести в эксплуатацию более 50 новых производств, получить дополнительных 15 млрд руб. ежегодных дополнительных налоговых поступлений. Запланировано создать порядка 3 тыс. новых рабочих мест и увеличить вклад химической промышленности в ВВП до 7,8 трлн руб.

В свою очередь, к 2030 г. запланировано ввести в эксплуатацию более 150 новых производств, получить дополнительных 50 млрд руб. ежегодных дополнительных налоговых поступлений. Будет создано порядка 10 тыс. новых рабочих мест, а вклад химической промышленности в ВВП возрастет до 10 трлн руб.

Для того, чтобы выше перечисленные меры были реализованы, надо внести правки в законодательную базу о ГЧП, направленные на формирование механизма ГЧП для промышленности, а также создать механизм досрочной контрактации химической продукции и реструктуризировать федеральный проект «Развитие новых материалов» с учетом заявленных целей проекта технологического суверенитета.

Завершая, хотелось бы отметить, что сегодня наблюдается реализация подходов, о которых много лет говорили специалисты АО «НИИТЭХИМ» – восстановление работы с межотраслевыми балансами спроса и предложения химических продуктов как внутри химии, так и в экономике в целом, создание/воссоздание многозвенных производственных цепочек, способных в краткие сроки обеспечить самые разные отрасли экономики качественной готовой продукцией. Государство в лице Минпромторга подступает к планированию продуманного и сбалансированного территориального размещения химических производств по экономическим районам страны.

Все эти задачи на протяжении своей 65-летней истории успешно и эффективно решал НИИТЭХИМ. Институт готов предоставить свои знания и компетенции для решения грандиозной задачи по обеспечению технологического суверенитета химического и нефтехимического комплекса страны.

Прочитано 1394 раз
Кудряшова Д.П.

Директор по НИР ОАО «НИИТЭХИМ»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.