13-я Международная выставка оборудования и материалов для индустрии пластмасс Rosplast, 17-я Международная выставка пресс-форм и штампов, оборудования и технологий для производства изделий Rosmould & 3D-TECH состоялись в начале июня в МВЦ «Крокус Экспо».
Выставочный тандем с 3D-экспозицией
Международная выставка оборудования и материалов для индустрии пластмасс Rosplast с 2006 г. проводится «в тандеме» со специализированной выставкой формообразующей оснастки Rosmould, а также специализированной экспозицией 3D-TECH – Аддитивные технологии и 3D-печать, которая является крупнейшей экспозицией 3D-технологий в России.
Посетители выставок в одном месте могут узнать самые актуальные тенденции отрасли от крупнейших игроков рынка, ознакомиться с последними новинками в сфере современного оборудования и технологий, найти новых партнеров для решения текущих производственных задач, а также получить уникальные специальные предложения напрямую от производителей и официальных поставщиков.
Выставка Rosplast всегда радовала широким иностранным участием. Однако последние годы на ней заметна устойчивая тенденция: количество зарубежных экспонентов растет, а число российских «топчется на месте» или снижается, даже «вымывается» целыми подотраслями. И на сей раз соотношение китайских, турецких, иранских и российских стендов было отнюдь не в пользу России. В зале крупногабаритной техники были представлены термопластавтоматы любого, но только не российского производства. Конечно, таковы нынешние реалии, и экспозиция ярко демонстрирует крайнюю необходимость для России срочно обрастать своей техникой в сфере переработки пластмасс. Хочется верить, что указанные «перекосы» не заставят иные начальственные умы напрочь отказаться от отечественного машиностроения в пользу «новых импортеров» с Востока и Юга. С Западом такую позицию мы уже проходили, и итоги ее общеизвестны…
Технологический суверенитет – пока по базовым полимерам
В рамках насыщенной деловой программы выставок Rosmould & 3D-TECH | Rosplast 2023 состоялся целый ряд интересных дискуссий. Так, на панели PLASTFORUM прошел День Союза переработчиков пластмасс под девизом «Технологическое лидерство. Технологический суверенитет в переработке пластмасс». Модератором дискуссии выступил президент Союза переработчиков пластмасс, директор по науке и развитию НПП «ПОЛИПЛАСТИК» Михаил Кацевман. Он же выступил с докладом «Перспективы достижения технологического суверенитета и лидерства в отрасли переработки полимеров». Опираясь на доступную статистику, докладчик склонен считать, что в РФ достигнут технологический суверенитет по большинству базовых полимеров, таких как ПП, ПВХ, ПС, АБС. «Мы обеспечены отечественным сырьем на 82%. Доля импорта среди крупнотоннажных полимеров не превышает 18%, но остается практически постоянной: в 2022 г. главный «центр» поставок из-за рубежа в Россию был перемещен в Юго-Восточную Азию», – поделится данными М. Кацевман. Не столь обнадеживающей предстает статистика в сфере инженерных полимеров, малых добавок и ПЭТ (к примеру, в сфере инженерных полимеров около 70% сырья производится за рубежом). Также серьезной проблемой импортного суверенитета остается недостаток производства оборудования для переработки пластмасс внутри страны.
«В России производится только 2% от потребляемых суперинженерных пластмасс, которые используются в высокотехнологичных отраслях, поэтому этот сырьевой сегмент остается самым импортозависимым. Это полифениленсульфид (ПФС), полисульфон (ПСУ), полиэфиэфиркетон (ПЭЭК), полифениленоксид (ПФО), это сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМП), это арамидное волокно – ничего этого практически нет, если не считать опытных установок в лабораторных факторах. Что говорит о том, как много нам еще предстоит сделать», – отметил в М. Кацевман.
Сколько стоит «хорошая упаковка»?
Самым запоминающимся эпизодом Дня Союза переработчиков пластмасс (а пожалуй, и всей выставки Rosplast 2023) стало эмоциональное выступление генерального директора Десногорского полимерного завода Александра Преферансова. В начале своего сообщения он представил широкую линейку современных и инновационных видов упаковки, изготовляемой заводом: трех- и четырехшовные вакуумные пакеты, дой-пак и Zip-Lock пакеты, разнообразные саше, барьерные пленки и прочую красоту, которая восхищает не только покупателей современных супермаркетов, но и специалистов-полимерщиков.
Сообщив о выдающемся ассортименте ДПЗ и рассказав о запланированных новинках, Александр Геннадьевич стал… один за другим выбрасывать в мусорную корзину все эти великолепные образцы современного бытового пластика. Так он прокомментировал так называемый «список 28 врагов экологии», направленный недавно Российским экологическим оператором (ППК РЭО) в правительство РФ. В самом деле, все эти ватные палочки, трубочки для напитков, одноразовые столовые приборы, не говоря уже о перечисленных выше упаковках, признаны экологами неперерабатываемыми пластиковыми товарами, подлежащими срочному запрету! Не говоря уже о том, что замена, предлагаемая ППК РЭО в виде картонных-бумажных-металлических аналогов, будет существенно удорожать практически все продукты, их, аналогов, переработка весьма проблематична и энергозатратна. «Зря радуются бумажники и металлисты – следом за нами горе-экологи придут к ним!», – полагает г-н Преферансов. По мнению гендиректора ДПЗ, попытки запретить полимерную упаковку проистекают, во-первых, от незнания «экологическими террористами» современных возможностей переработки пластика, а во-вторых, желанием перенаправить значительные денежные средства, идущие сейчас на переработку и захоронение пластиковых отходов, в другие руки, существенно увеличив при этом все расходы на переработку отходов. Сбор т.н. «хорошей упаковки» будет в 10 раз дороже сбора пластиковой, и ее станет в 6‒10 раз больше по объему, что выгодно исключительно группе мусороперерерабатывающих компаний, а не обществу и природе, уверен А. Преферансов.
Тему переработки пластика продолжил генеральный директор Союза переработчиков пластмасс Петр Базунов, выступивший с докладом «Запреты и ограничения на полимерную упаковку в РФ: текущая ситуация, позиция отрасли и перспективы». По подсчетам специалистов, мировые отходы на 97% состоят из промышленных отходов, в то время как твердые коммунальные отходы (ТКО) составляют лишь 3%. А пластмассы составляют всего 13% в общей массе ТКО и лишь 0,3% от общего количества создаваемых человеком отходов. На таком фоне довольно избыточными представляются расходы на запрет продуктов из «списка 28»: 554,5 млрд руб. в год (!) только на удорожание материалов, логистики, утилизации и 7,31 млрд руб. на инвестиции и переоборудование производств. Союз переработчиков пластмасс активно распространяет свою позицию, заключающуюся в том, чтобы отложить само рассмотрение любых ограничений на полимерную упаковку на срок до как минимум 2030 г., а лучше до момента создания полной инфраструктуры оборота и переработки отходов в стране. СПП настоятельно предлагает признать путь сокращения применения полимеров в упаковке как ошибочную стратегию и, наоборот, расширять их применение в упаковке, работая над уменьшением массы упаковки и одновременным совершенствованием ее защитных свойств.
Иран: государственный уровень бизнес-активности
Большой интерес участников выставки вызвала встреча с представителями иранской нефтехимической отрасли. Заместитель министра нефти и исполнительный директор Иранской национальной нефтяной компании Мортеза Шах-Мирзаи рассказал о работе отрасли в условиях более чем 40-летних санкций стран Запада. Он объявил, что многие российские компании уже проявляют заинтересованность в инвестировании в нефтегазопереработку в Иране, в связи с чем Исламская Республика подготовила и внедряет различные привлекательные инвестиционные пакеты в этой области. Г-н Шах-Мирзаи отметил, что Национальная нефтехимическая компания в первую очередь заинтересована в сотрудничестве с российскими компаниями для обмена техническими и инжиниринговыми услугами. Он полагает также, что Россия могла бы экспортировать на иранский рынок некоторые из своих излишков нефтехимической продукции, такие как стирол и полипропилен, а взамен импортировать из Ирана технические и инженерные услуги, особенно в области производства катализаторов нефте- и газопереработки.
«Иранские богатые запасы нефти и газа, близость к открытым водам, легкий доступ к экспортные рынки, такие как Индия, Китай, страны Восточной Азии и Африки, наличие специализированной рабочей силы, локализация технологий, производство товаров и оборудования, необходимых отрасли, и низкая цена готовой продукции являются одними из преимуществ иностранных инвестиций в Иране», – подчеркнул замминистра.
Он оценил текущую номинальную нефтехимическую мощность Ирана в более чем 92 млн т в год, подчеркнув, что при стратегическом планировании развития отрасли, особенно на юге страны и вдоль берегов Персидского залива и Оманского моря, этот сектор будет может достичь 140 млн т, а 6-летняя программа развития отрасли предусматривает подъем производства нефтехимических продуктов даже до 200 тыс. т.
Заманчивая перспектива! На фоне заметного сокращения российского нефте- и нефтехимического сектора иранский оптимизм внушает уважение. Как и уровень деловой активности, проявленный представителями древней и вечно молодой Персии на выставке Rosplast. Громадная экспозиционная площадь, обширная команда специалистов, возглавляемая г-ном Шах-Мирзаи и послом Исламской Республики в РФ Каземом Джалали – все это подчеркивает глубокую заинтересованность партнеров в российских инвестициях и, что немаловажно, демонстрирует умелую концентрацию частных и государственных ресурсов на интересующем направлении.