10-ю Международную конференцию «Полимеры в автомобилестроении 2018» провела консалтинговая компания INVENTRA при поддержке CREON Capital и выставки interplastica.
Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи, представившая обзор автомобильного рынка России, отметила, что рынок автомобилей в 2017 г. начал восстанавливаться, хотя пока не достиг предкризисного уровня 2014 г. Производство легковых автомобилей в России, в том числе иномарок, в 2017 г. составило 1,3 млн единиц. В 2018 г. планируется произвести около 1,5 млн единиц легковых автомобилей, в том числе иномарок, и к 2023 г., по оптимистичному сценарию, данному экспертом, производство может увеличиться до 1,8 млн единиц.
В сегменте грузовых машин также наблюдается прирост производства, которое в 2017 г. составило почти 74 тыс. единиц, и если положительная тенденция сохранится, то к 2023 г. оно продолжит расти и достигнет отметки 87 тыс. единиц.
Интересные данные о локализации производства иномарок и их компонентов в нашей стране озвучил руководитель службы закупок сырья и материалов FordSollers Holding Игорь Чефанов. 97% всех материалов для локализованных пластмассовых компонентов основаны на базовом сырье Республики Татарстан, 92% которых приходится на полипропилен «Нижнекамскнефтехим», 2% – на АБС «Нижнекамскнефтехим», 3% – на полиэтилен «Казаньоргсинтез» и лишь 3% полиамида поставляются из других регионов России.
Господин Чефанов добавил, что стратегия по локализации сырья и материалов FordSollers была определена еще в 2012 г., и компания с начала существования назвала ее одним из стратегических направлений работы. Правительство Республики Татарстан, в свою очередь, оказывает серьезную поддержку по локализации материалов для нужд FordSollers.
Генеральный директор ООО «Волгалон Лтд» Константин Поляков отметил, что среднегодовое снижение на 1% производства полиамидов для автомобильной промышленности в России в период 2011–2013 гг. сменилось устойчивым ростом на 2% в год до 2017 г., составив почти 150 тыс. т (рис. 1).
На период 2017–2020 гг. выступающий прогнозирует существенный годовой прирост до 15% за счет реализации инвестпроектов на ОАО «КуйбышевАзот». Потребление полиамидов в России в сегменте волокон и нитей вырастет на 21% за счет реализации инвестпроектов на ООО «Курскхимволокно», ориентировочно до 60 тыс. т, полагает г-н Поляков.
Также до 2020 г. докладчик прогнозировал увеличение потребления полиамидов для производства пластиков и пленок на 10–14% (до 30 тыс. т) в год за счет восстановления автопрома, реализации крупных инфраструктурных проектов и завершения инвестиционных проектов в сегменте пищевой упаковки.
Традиционно преобладающим сегментом потребления ПА6 в структуре автопрома в России являются волокна и нити, на которые приходится 60%, при этом г-н Поляков отметил сохранение значения сегментов пленок и инженерных пластиков как растущих (рис. 2). ПА66 не имеет локальной сырьевой базы, поэтому его потребление в сегменте инженерных пластиков обеспечивается за счет импорта.
Гендиректор «Волгалон Лтд» поделился своим видением реалий и перспектив замены металлических деталей на изделия с использование инженерных пластиков. Так, ПА6 широко применяется ведущими автомобильными компаниями в производстве впускных коллекторов, воздуховодов, масляных поддонов, педалей, деталей сидений и багажника, рамок зеркал. ПА66 идет на крышки радиаторов, трубы и шланги охлаждения, крышки шестерни коленвала, сепараторы подшипников.
Годовой объем полимерных композиционных материалов для автомобильной промышленности, произведенных НПП «Полипластик» в 2017 г., составил более 25 тыс. т, из которых порядка 10 тыс. т произведено для деталей экстерьера, около 12 тыс. т – для интерьерных деталей и более 4 тыс. т – для деталей подкапотного пространства, такие данные представила руководитель проектов группы автопромышленности отдела развития рынка НПП «Полипластик» Ирина Пьяных.
Выступающая выделила тот факт, что за последнее время НПП «Полипластик» провело омологацию материалов для бамперов и деталей экстерьера Renault-Nissan, для воздуховодов Renault, для арок колес Renault, Ford, термостойкие полипропилены для деталей подкапотного пространства Volkswagen, производятся материалы для панели приборов, экстерьера «АвтоВАЗ», «ГАЗ» и «КамАЗ».