ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Вторник, 03 июля 2018 08:57

Технический комплаенс для повышения эффективности реализации интернациональных проектов в хлорной промышленности

Автор

Российский рынок уже много лет является своеобразным эльдорадо для европейских и американских инжиниринговых и машиностроительных компаний. Однако, работая с иностранными инжиниринговыми компаниями Германии, Италии, Франции, Канады и США, которые и во время санкций и импортозамещения активны на российском рынке, нередко приходится слышишь такую фразу: «Ну не бывает таких проектов, которые бы уложились вовремя, а если и вовремя, то наверняка не в тот бюджет, что закладывался изначально». А почему это происходит?

Задавая такие вопросы руководителям проектов и менеджерам, получаешь разные ответы. Это и проблемы с таможней, и с органами надзора, которым «все время чего-то не достает», и с многочисленными поставщиками оборудования и инструментов, которые не в требуемом качестве поставляют и документацию, и сам товар. Проблемы возникают также при различных подходах к одним и тем же терминам или их не- точной конкретизации. Прописав в контракте фразу «выполнение всех требуемых нормативно-правовых требований», одна сторона радуется, что «вроде ничего конкретного не прописали», а другая хлопает в ладоши, так как прописали «ВСЕ». Так- же часто случается, что вроде бы и развернутые понятия и требования прописаны в контракте и были всеми сторонами обговорены, но при их выполнении «выплывают» нечеткости и в объеме предоставляемой документации, и в ее форме, и во времени ее предоставления, как это часто бывает, если смешивают понятия «базовый проект» и «проектная документация».

Но если внимательно приглядеться ко всем этим якобы причинам, то становится очевидным, что это уже и не причины, а последствия неправильного подхода к сути деятельности на ранней стадии. И действительной причиной всех проблем, неудобств, переделок, добавлений является недостаточное знание нормативно-правовой базы РФ, а также неконкретные формулировки и недостаточная коммуникация между сторонами – участниками проекта.

А недопонимание или может быть иногда даже нежелание заниматься этой тематикой так досконально, как этого бы хотелось, лежит в межпредметности этой нормативно-правовой специфики, которая затрагивает и экономическую, и юридическую, и техническую стороны проекта и «зависает» между отделами и департаментами, которые не просто «не выходят за границы» своей области, но и не желают «доступить до края».

Также часто недооценивается много зависимость и сложность всей поставляющей цепочки таких проектов. Говоря об интернациональных проектах, зачастую мы даже и не подозреваем, насколько эти проекты интернациональны: это не просто контракт между российским заказчиком и европейской инжиниринговой компанией, но и ряд за ними стоящих сервисных компаний (лицензиаров, консультантов, субподрядчиков, монтажников) и поставщиков оборудования и компонентов со всех уголков мира. Порой и самому производителю оборудования не всегда четко ясна эта цепочка, что приводит к «сюрпризам» при распаковке оборудования и обнаружения того факта, что страна происхождения в сертификате не совпадает с маркировкой на продукте.

Для работающих с Россией и в России компаний необходимо учитывать, что при реализации проектов в России имеются по крайней мере два уровня нормативно-правовых требований: те, что со стороны РФ, и те, что со стороны ЕврАзЭСа. Отсюда возникают многие существующие трения и нестыковки.

Немного о комплаенс-контроле в проектировании и в капитальном строительстве

Комплаенс, являясь «модным» явлением, остается понятием, которое пока еще «режет» некоторым слушателям слух. Но, как часто бывает, новое – это, к сожалению, забытое старое. Так, в 1921 г. Роберт Бош, выдающийся немецкий промышленник, изобретатель и инженер, основатель компании Robert Bosch GmbH, писал: «Ведение бизнеса, основанное на порядочности – самое прибыльное в долгосрочной перспективе, и деловой мир ценит порядочность намного выше, чем принято считать». Эта порядочность, которая сейчас приобрела правовой, более широкий и углубленный характер, и есть ни что иное, как комплаенс.

Деятельность инжиниринговых компаний, проектирующих и строящих установки и заводы для конечного заказчика, имеют и еще одну свою собственную область комплаенса, присущую только им. Это – технический комплаенс, который также подразумевает соответствие всем законам и правилам, регулирующим процессы проектирования установки, производства оборудования и строительства комплексной установки, но делает упор на технический характер этих требований и процессов.

И для того, чтобы в процессе реализации интернациональных проектов оставаться в соответствии со всеми техническими требованиями и предписаниями, необходимо идентифицировать и выявить для всех участников проекта: и источники всех этих требований, и этапы реализации комплексных проектов строительства объектов в хлорной промышленности в России.

 Иерархия нормативно-правовых документов в хлорной промышленности в России

Очень часто работающие над проектами стороны, получая какие-либо требования от заказчика, не имеют общей картины всей нормативно-правовой базы и упорядочивания отдельных правил, законов и норм в систему этой базы. То есть для более четкого понимания сути всех требований и их рода необходимы комплексный, системный подход и своеобразная структура нормативно-правовых документов.

Все существующие требования можно разделить на три большие группы:

1)требования к процессам самого проектирования, которые прописаны в федеральных законах и постановлениях Правительства РФ;

2)требования промышленной безопасности, которые прописаны в приказах Ростехнадзора, федеральных нормах и правилах (ФНП);

3)требования к самому оборудованию всех установок и заводов, к инструментам и трубопроводам, которые исходят из регламентов РФ или Таможенного союза/ЕАЭС.

Рассматривая проектирование в целом, важную роль играют: Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ и Постановление Правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» от 16.02.2008.

Хлорная промышленность является особой, поднадзорным, опасным производственным объектом, что сказывается и на объеме и виде тех требований, которые необходимо учитывать при реализации проектов.

Во главе всех ФНП стоит прежде всего Федеральный закон № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 29.12.2004. Следующие приказы Ростехнадзора являются неотъемлемыми для объектов в хлорной промышленности: «Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред» (ФНП 554), «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (ФНП 559), «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (ФНП 116), «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (ФНП 96), «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» (ФНП 781), «Обоснование безопасности» (ФНП 306).

А через Технические регламенты Таможенного союза осуществляется техническое регулирование. Самыми интересными и важными для инжиниринговых компаний и проектов в хлорной промышленности являются следующие Технические регламенты:

10/2011 «О безопасности машин и оборудования», 32/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», 12/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», 16/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», 004/2011 « О безопасности низковольтного оборудования» и 20/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», а также ТР РФ 123 «О пожарной безопасности», который на сегодняшний момент пока еще действует только в РФ.

Требования о безопасности, изложенные в Технических регламентах, осуществляются, в свою очередь, через стандарты, большинство из которых в рамках реформы технического регулирования приобрели добровольный характер, что явилось большим новшеством и своеобразной свободой для производителей. Нормативно-правовые требования являются также содержанием многих других документов, как указаний и постановлений правительства и министерств, ГОСТ/ГОСТ Р/ГОСТ ИСО/ГОСТ МЭК, ОСТ, СНИП/СП – норм, инструкций ведомств или рекомендаций специализированных организаций, чьи последовательность и иерархию еще предстоит «прополоть» и четко выстроить.

Первый этап процесса реализации хлорных проектов – проектирование

 

Разобравшись с иерархией нормативно-правовых требований, необходимо упорядочить сами этапы реализации проекта и разбить их на мелкие «шажки» для более конкретной картины необходимых действий.

Казалось бы, что проект начинается с проектирования. Так нет! И даже не с предпроектной документации! Все начинается намного раньше! Чтобы иметь право выполнять разнообразные работы по проектированию, необходимо иметь своего рода «разрешение» на проведение таких работ. Если раньше это выдавалось в форме лицензий на проектирование, то сегодня это происходит в форме членства в саморегулируемых организациях. Но чтобы какой-либо компании стать таким полноправным членом, нужно иметь обученных и квалифицированных сотрудников. Квалификация должна происходить в определенные интервалы и по разным темам, в зависимости от рода деятельности конкретного специалиста и в двух направлениях: промышленной безопасности и в форме повышения квалификации. Поэтому перед реализацией проекта требуется проверить и наличие свидетельства по промышленной безопасности, выданного уполномоченным Ростехнадзором органом, и аттестат о повышении квалификации по специальности задействованного в проекте персонала, выданный аккредитованным Российским обучающим центром. Введенное с 01.07.2017 г. требование регистрирования ГИП/ГАПов в едином реестре, которые должны иметь российское гражданство, намного усложняет сложившуюся ситуацию для иностранных инжиниринговых компаний.

Предпроектная деятельность состоит также из нескольких этапов и ряда возможных и необходимых документов. Это и инвестиционные обоснования, которые служат основой для инвесторов при принятии решений по реализации проекта, по выбору вида технологии и установки и количества конечного продукта. Это и бизнес-планы, которые необходимо предоставить банкам для оценки достоверности и рентабельности всей идеи, когда финансирование осуществляется через них.

Исходная документация, согласно «Положению об исходных данных для проектирования» от 30.01.2002 г., содержит определенные главы, такие как Введение, «Сведения о технологии», «Перспективы производства и потребления», «Патентный формуляр», «Характеристика производимой продукции», «Характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов», «Физические и химические свойства сырья, продуктов и отходов», «Химизм, физико-химические основы технологических процессов, включая переработку отходов», «Описание технологического процесса и схемы», «Материальный баланс», «Расходные коэффициенты сырья и вспомогательных материалов», «Математическое описание аппаратов и процесса», «Данные для расчета и выбора основного оборудования», «Технические проекты или технические задания на нестандартное оборудование», «Рекомендации по автоматизации и управлению процессом», «Аналитический контроль», «Рекомендации по охране окружающей среды и утилизации отходов», «Рекомендации по безопасной эксплуатации производства и охране труда».

Инженерные изыскания являются ответственным этапом, которые предоставляют важные данные и ответы на многие вопросы для дальнейшей работы над проектом и результаты которых могут стать причиной отказа в продолжении проекта или выбора другой технологии. В Приказе Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 прописаны существующие виды работ по инженерным изысканиям: инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геотехнические изыскания, обследование состояния грунтов основания, фундаментов зданий и сооружений, работы по организации инженерных изысканий.

Инжиниринг, или проектирование, считается по праву «сердцем» процесса реализации инвестиционного проекта. Но проектирование проектированию рознь. Особенно, если над проектом ведется совместная работа с зарубежными партнерами. Российское понятие «проектной документации» и его регулирующее Постановление правительства № 87 от 16.02.2008 определяет и объем, и вид необходимой документации. Так как в Европе такого понятия и подобного постановлению документа не существует: и объемы, и вид документов, которые инжиниринговые компании во время проектирования составляют, не регламентируются какими-либо нормативными документами и являются продуктом переговоров сторон при заключении контракта. В в этом постановлении досконально прописаны разделы проектной документации. Поэтому европейским компаниям требуется во всех проектах кооперировать со специализированными российскими проектными институтами, которые им предлагают так называемую «адаптацию» проекта под российские нормы. Этот широко распространившийся термин довольно сильно искажает саму действительность и восприятие иностранными инжиниринговыми компаниями необходимой работы для российских проектировщиков. Ведь «адаптировать» подразумевает «поправление, корректировка несоответствующего», а на самом деле приходится создание целых разделов или даже полной проектной документации на базе той основополагающей информации, которая приходит с basic-документацией европейского партнера. Так как европейские компании не подготавливают ни пояснительную записку, ни декларацию по промышленной безопасности, ни разделы по гражданской обороне, ни перечень мероприятий по охране окружающей среды и по энергоэффективности и не имеют опыта и навыков для подготовки сметной документации, а также в других формах и объемах готовят и архитектурные, и конструктивные, и планировочные решения, объем работы для «адаптации» европейского проекта превосходит ожидания и их сущность. Поэтому речь здесь должна идти не просто об «адаптации», а о полной подготовке проектной документации в соответствии с нормативно-правовыми требованиями для одобрения государственной или негосударственной экспертизой.

Второй этап процесса реализации хлорных проектов – производство оборудования

Производство оборудования является следующим этапом реализации любого крупного инвестиционного проекта. Важный изначальный шаг при этом – идентификация всех релевантных и обязательных требований к оборудованию, которые в основном исходят из Технических регламентов Таможенного союза. Эти требования необходимо с самого начала запланировать для учета их особенностей при конструировании, при проверках и при подготовке необходимой документации. Выявленные требования необходимо зафиксировать в конкурсной документации для заказчиков и их прослеживать во время всего процесса реализации проекта.

На подготовку документации практически не обращают внимания, а воспринимают это как «само собой разумеющееся». Иногда даже только в конце проекта вспоминают о ней и тогда быстро пытаются собрать «все в кучу». Этот подход является, конечно, неприемлемым. Кроме эксплуатационной документации важно учитывать и требование Технических регламентов по подготовке и предоставлении обоснования безопасности, о правильно оформленных протоколах проверки и о техническом паспорте – документе, который в Европе не существует, но о котором знают все и о котором «мечтают» иногда для своих немецких проектов сотрудники ТЮФа.

Основополагающим моментом для успешного и быстрого прохождения следующего этапа в процессе реализации крупного проекта – оценки соответствия – является качество документации. Выбрав подходящий вид оценки соответствия (сертификация или декларация), проводятся в соответствии со схемой либо испытания, либо аудит самого предприятия-производителя, либо просто проверка документации. Объем проверок решается самим сертификационным центром по их усмотрению и не всегда оказывается логичным или порой маркетинговым инструментом некоторых компаний и лабораторий.

Более сложной процедуре оценки соответствия и утверждения типа предъявляются измерительные приборы. На последние действуют не только Технические регламенты по ЭМС и низковольтному оборудованию или по оборудованию, работающему под давлением, или по ТР «О взрывозащищенном оборудовании», но и Федеральный закон № 102 «Об обеспечении единства средств измерения». Одним из требований ФЗ является установка на опасных производственных объектах приборов измерения, внесенных в единый реестр средств измерений, или так трактуется многими надзорными структурами понятие «сферы метрологического законодательства». Для внесения прибора в реестр необходимо иметь зарегистрированные методику поверки и поверочные стандарты, Но и, конечно, аккредитованные лаборатории должны иметь оборудование, способное провести поверку таких приборов. Так как процедуры внесения измерительных приборов в реестр являются очень трудоемкими и их продолжительность может занимать до десятка месяцев, рекомендуется инжиниринговым компаниям и производителям оборудования закупать только уже внесенные в реестр средства измерения.

После выпуска документа о соответствии, которым может быть либо сертификат, либо декларация, происходит внесение этого документа в общий реестр. Создание такого реестра в рамках реформы технического регулирования служит сильным толчком к прозрачности и самого процесса оценки соответствия и всех взаимоотношений, так как по реестру любой заказчик, партнер или просто интересующийся может всегда проверить проведена ли оценка соответствия и если да – то кем, когда и как долго этот документ еще действителен.

К сожалению, опыт показывает, что наличие у поставщика оборудования документов о соответствии (сертификатов или деклараций) не является фактом того, что его продукт и документация действительны и в объеме, и по форме соответствуют требованиям Технических регламентов. Поэтому, несмотря на то, что потенциальный поставщик прошел процесс сертификации и имеет сертификат (или декларацию) о соответствии, необходима внимательная проверка качества поставляемой продукции и документации.

Некоторое западные производители поставляют комплектные блоки так называемыми package units, что намного упрощает многие проблемы монтажа на стройке. Эти уникальные блочные мини-установки не фигурируют в списках товаров, подлежащих оценке соответствия требованиям каких-либо Технических регламентов. Для целей растаможивания поэтому получается либо «отказное письмо ВНИИСа», либо проводится оценка соответствия каждого отдельного компонента установки. Поначалу первый вариант кажется очень дешевым и быстрым, но необходимо учитывать, что, согласно Федеральному закону № 116 «О промышленной безопасности», то оборудование, которое не попадает под действие Технических регламентов, подлежит экспертизе промышленной безопасности. А это означает, что для оценки соответствия перед вводом в эксплуатацию необходимо привлечение экспертной организации, имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение таких работ и приемка оборудования сотрудниками выше упомянутого надзорного органа.

Строительство производится в России аналогично процессу проектирования организациями, имеющими допуски на вид той или иной деятельности, выданные опять-таки саморегулируемыми организациями в области строительства. Различные виды контроля сопутствуют процессу строительства – и внутренний контроль, и авторский контроль, и контроль заказчиком, и государственный контроль, если предусматривается законодательством. В этот период проводится и ряд экспертиз различными специализированными организациями. При применении импортных материалов, состав которых не соответствует ГОСТам, проводится экспертиза применяемых материалов научно-исследовательскими институтами, а подготовленная программа и методика ввода завода в эксплуатацию проверяется и одобряется экспертами экспертных организаций по промышленной безопасности, так же как и обоснования безопасности или Технические регламенты.

Процесс поверки приборов занимает очень много времени. Это связано не только с количеством таких приборов в установке (их объем может доходить до нескольких тысяч) или со сложностью процесса поверки, но и с очень непростыми организационными вопросами. Не каждый Центр стандартизации и метрологии может поверить любой прибор. Иногда поставляемые уникальные приборы с большой точностью требуют больших усилий и сложной логистики в поисках подходящей лаборатории. Кроме того, заказ и доставка требуемых для поверки стандартов может обернуться неожиданной одиссеей.

Точной координации требует и процесс приемки, так как состоит из многих небольших секвенций и нескольких специализированных компаний, чью деятельность необходимо координировать. Перед итоговой приемкой проверяются отдельно и машинное оборудование, и сосуды под давлением, и электротехника, и КИП, необходимые записи вносятся в паспорт оборудования и в журнал о монтажных работах. Некоторое оборудование подлежит регистрации в надзорных органах, что требует также согласования нескольких сторон.

Но и после официального ввода установки в эксплуатацию существует ряд процедур, которые необходимо пройти в установленные сроки: это лицензирование и регистрация опасного производственного объекта, которыми занимается эксплуатирующая установку сторона.

Технический комплаенс через техническое регулирование и техническое регулирование через технический комплаенс

Вопросы технического комплаенса в инжиниринге и капитальном строительстве проходят через множество уровней. Во-первых, через все процессы реализации проекта: от проектирования через производство оборудования, поставку и растаможку товара, строительство и монтаж, экспертизы и приемки оборудования и комплектных узлов до ввода в эксплуатацию и далее во время самой эксплуатации и всего жизненного цикла, вплоть до утилизации. Во-вторых, через все специальности инженерного отдела: машинное оборудование, аппараты под давлением, электротехника, трубопроводы, КИП, ну и сами комплектные узлы, которые объединяют все виды оборудования. Ну и в-третьих, через все департаменты инжиниринговой компании: отдел предложений учитывает и имеющиеся лицензии, и возможно востребованные в процессе будущего проекта дополнительные разрешения и квалификации, отдел менеджмента проектов занимается руководством проекта с учетом всех нормативно-правовых требований, менеджмент качества – учетом норм страны покупателя, отдел закупок – учетом нормативно-правовых требований при закупке оборудования и услуг субподрядчиков, отдел продаж и маркетинг – выделяет особенности своей компании за счет имеющихся лицензий и разрешений, отдел кадров обеспечивает образование и повышение квалификации персонала, документооборот следит за качеством выполненной, полученной и поставляемой документации, отдел логистики учитывает требования для поставки оборудования и процессов растаможивания, юридический отдел проверяет все тонкости при составлении контрактов.

Обычно понятие «техническое регулирование» ассоциируется с координацией «сверху». Но чтобы те требования, которые «идут» «сверху», были учтены, воплощены и «услышаны» «снизу», практически внедрены и использованы на всех уровнях, необходима их координация и на уровне каждого проекта отдельно. Получается, что достижение технического комплаенса возможно с помощью технического регулирования проекта, а это, в свою очередь, способствует соответствию всем законам и требованиям технического характера.

Тенденции процессов технического комплаенса

Тенденция № 1. Если раньше многие жаловались на количество различных требований и на их существование в целом и многие пытались эти требования как-то обойти или «по-своему решить», то сегодня наблюдается переосмысление понятия «нормативно-правового соответствия» как нечто цельно-прибыльное и стратегически важное. Если с самого начала этим вопросом заниматься, а не откладывать и не «отодвигать», то многие вопросы в процессе реализации проекта или при вводе в эксплуатацию просто не встают и тем самым не тормозят весь проект. А время при таких проектах является одним из самых главных критерий успеха.

Тенденция № 2. Также наблюдается новая рабочая философия к поставщикам и установление новых ответственных партнерских отношений в цепочке: компания-заказчик, инжиниринговая компания и весь проект настолько хороши и успешны, насколько хорош и успешен самый слабый игрок в их команде. Консалтинговая компания ALPHA Consulting GmbH включается в проект не при поставке оборудования или вводе в эксплуатацию, когда «жмет», как это было часто раньше, а является важным, совместно работающим над поставленной целью партнером с самого начала проекта: с согласования контракта или с обучения персонала перед участием в тендере.

Тенденция № 3. Целостный и системный подход. Сегодня, изготавливая или продавая какой-либо продукт, необходимо задуматься и о всем жизненном цикле его и предоставлять услуги, которые выходят за принятые рамки «продаж». Это вызывает трансформацию всех услуг в сторону сервисного общества. При этом важно видеть не только предлагаемые или существующие отдельные продукты, но и всю систему в комплексе. Поэтому ключевым фактором любого бизнеса является обобщающий взгляд «за рамки», за границы своего поля деятельности, с помощью которого достигается эффективность всех процессов.

Факторы успеха

Подводя итоги, четко проявляются главные факторы успешной реализации инжиниринговых проектов с иностранными компаниями и субподрядчиками в России:

1.Активное внедрение вопросов технического регулирования в менеджмент проекта. Техническое регулирование проектов должно рассматриваться как неотъемлемая часть менеджмента проекта, подразумевающая обеспечение соответствия всех процессов всем нормативно-правовым требованиям, что и является техническим комплаенсом.

2.Создание и имплементация квалифицированной структуры. Для технического регулирования проектов необходимо присутствие конкретно обозначенной структуры в компании, чья деятельность сосредоточена на вопросах техрегулирования внутри и снаружи. Эта структура должна активно действовать во время всего действия проекта и:

  • проверять существующую нормативно-правовую ситуацию перед подписанием контракта;
  • учитывать для обеих сторон стоимость и время для процессов технического комплаенса;
  • вести через «одно окно» все процедуры оценки соответствия, аудитов и экспертиз различных продуктов инжиниринговой компании и ее поставщиков;
  • координировать все процессы обучения персонала, проектирования, надзора за строительством;
  • координировать работы с ведомственными органами, лабораториями, научно- исследовательскими институтами, метрологическими центрами и службами, аккредитованными на проведение спецработ по техническому освидетельствованию экспертных организаций, и т.д.;
  • проверять квалификацию (Expediting) при выборе различных субподрядчиков, качество их документации в течение всего процесса.

3.Коммуникация и культура. Важным является вопрос открытой культуры и открытой коммуникации на самом предприятии между коллегами, между отделами, компаундами и звеньями, между различными руководящими уровнями, а также и вне компании – к поставщикам, к клиентам, к партнерам и к общественности. Здесь важно понимание необходимости воплощения такой культуры «сверху», так как только тогда она сможет пронзить все уровни и ячейки одной компании по горизонтали и всю цепочку поставщиков по вертикали.

Все это содействует устойчивому развитию и самого проекта, и его участников и является частью будущего видения современного предпринимательства: не только внимательное отношение к природе и окружающей среде, не только учет всех нормативно-правовых требований и строгая деятельность в соответствии с законами и этическими положениями, не только забота о поколениях после нас, но и порядочное и ответственное отношение к людям – самой большой ценности на любом предприятии и в любом предпринимательстве, что и является основой для успешной реализации проекта.

Прочитано 2511 раз
Юлия КРАУЗЕ

партнер компании ALPHA Consulting GmbH, Германия

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.