Интервью с президентом Российского союза химиков В.П. Ивановым
– Химический комплекс завершил 2019 г. с неплохими результатами. Как эти показатели повлияют на формирование общих тенденций развития комплекса, в частности, на процесс импортозамещения?
– Существующие тенденции порождены общей стратегией развития страны за последние 10–15 лет. Имея хорошие современные, в каком-то смысле даже инновационные, надстройки в виде инвестиционных проектов, КНТП (комплексных научно-технических проектов), национальных проектов, мы сохраняем общий устаревший базис стереотипов и исходных позиций, определяющих идеологию импортозамещающих проектов. И в нашем случае это зачастую развитие и наращивание крупномасштабных сырьевых продуктов. Что касается направления разработки высокотехнологичных, наукоемких химических материалов, то ему по-прежнему уделяется недостаточно внимания. Экономический эффект будет только в том случае, когда изменится базис, закладываемый на государственном уровне: и химическое машиностроение, и хай-тек, и глубокая переработка сырья, и цикличная экономика – должны стать общими принципами работы самого государства. Это, повторюсь, необходимо, потому как нельзя построить хороший дом, не заложив достойный фундамент.
– В минувшем году было экспортировано химической продукции на 25 млрд долл., а ввезено на 26 млрд. Т.е. импорт по-прежнему «правит бал», невзирая на все многочисленные призывы и госинвестиции в импортозамещение?
– К сожалению, Россия остается глубоко сырьевой страной даже при наличии самых современных производств. И здесь срабатывает исходный базис, который формирует повышенную долю сырьевых товаров в структуре экспорта и закономерный характер встречных торговых потоков. Вывозим мы из страны минеральные удобрения, полимеры, каучуки, органические растворители, а закупаем товары высокотехнологичной химии с высокой добавленной стоимостью из собственного сырья: катализаторы, химические волокна, красители, различные присадки, добавки в масла, полимеры и т.д.
– Казалось бы, импортозамещению есть, где развернуться. Государство создает для него благоприятные условия. Так чего стоим, кого ждем?
– «Пробуксовывает» все тот же базис, а надстройки у нас действительно стоящие. Я имею в виду и принятую программу импортозамещения в отрасли, и утвержденный объем мероприятий по ее выполнению, в которых все предельно четко прописано, на уровне компаний-производителей и их приоритетных, а также критических видов продукции. Представляют большой практический интерес «дорожные карты» по отраслевым направлениям. В этих документах намечено много весьма ценных импортозамещающих проектов. Теория у нас правильная, а для хорошей практики нужно менять экономическую идеологию самого государства, которое, наконец, должно выстроить партнерство с частным бизнесом, ориентируя его на хай-тек не жесткими директивами и выкручиванием рук, а общей привлекательностью условий работы по направлению и приятными бонусами протекций и поддержки. Пока эксперименты с высокими технологиями в нашей стране проходят исключительно за счет самих предприятий реального сектора экономики, усложняя им жизнь высокими рисками и долгими возвратными деньгами, которых в нестабильных условиях рыночной экономики и нынешней эпидемиологической ситуации можно вообще не дождаться.
Определенные просчеты работы по импортозамещающим проектам связаны с отсутствием должной организаторской работы, а также контроля за исполнением принятых решений и договоренностей. Яркие примеры провальных направлений импортозамещения – производство химических волокон и малотоннажной химии. Ни внятности, ни конкретики в них до сих пор не получилось.
В то же время в любом случае программы импортозамещения полезны и для отечественного химпрома, и для экономики страны в целом. Мы осмотрелись, поняли что есть, чего нет. Получили хорошие результаты по точечным проектам, например по маркам базовых полимеров, а также катализаторов для переработки нефтяного и газового сырья.
Государству нужно менять общий тон диалога с бизнесом, вводить механизмы компенсации рисков, конкретизировать перечень критических видов продукции для импортозамещения, проработав существующие уровни коммерциализации этих продуктов с учетом потенциального продуктового баланса производства и потребления, а также их потенциального места в импортозамещающей цепочке.
– Выходит, бизнесу нужно крепко подумать, разрабатывая импортозамещающую программу и рассчитывая при этом на господдержку?
– К сожалению, примеров сбалансированных сценариев государственно-частного партнерства крайне мало. Не только государство, но и бизнес «перегибает палку», порой ему не хватает выдержки и оснований для доверия. Как только бизнес видит (или думает, что видит) попытки директивной координации собственных действий по импортозамещающим программам, его реакция молниеносна: «не диктуйте, ваши действия нарушают рыночные принципы». В такой ситуации федеральные структуры с готовностью ретируются...
В то же время федеральные органы, располагая исключительно рыночными категориями, такими как пошлины, квоты, лицензии, не спешат, а порой просто топят в бюрократии любые оперативные согласования по проекту. Это распространенная практика, которую наблюдали многие наши предприятия, работающие с такими импортозамещающими продуктами, как специальные марки полиэтилена, полистирол, диоксид магния, сульфаминовая кислота, хлористый кальций и др.
– В конце марта т.г. Правительство России утвердило новый состав правительственной комиссии по импортозамещению, ее возглавил вице-премьер Юрий Борисов. Приведут ли эти изменениями к новому витку в развитии программам по импортозамещению?
– Безусловно, изменения будут. Они уже есть и связаны, прежде всего, со сложной эпидемиологической ситуацией в стране и мире. Решение кадровых проблем на самом высоком уровне именно сейчас рассматривается мною в контексте возможностей работы в условиях, близких к ЧС, а также способности управлять ситуацией и генерировать эффективные проекты и инициативы. Для химической промышленности пандемия COVID-19 – вызов, на который должен быть дан ответ.
Интервью провела пресс-секретарь Российского союза химиков Татьяна Петрова.
В сокращении. Полный текст интервью с В.П. Ивановым публикуется в журнале «Химическая промышленность сегодня».