Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований химической промышленности (НИИТЭХИМ) был создан в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1958 г. № 795 и приказом Государственного комитета Совета Министров СССР по химии от 8 декабря 1958 г. № 295 в целях реализации масштабной государственной программы ускоренного развития химической индустрии СССР.
Предшествовавшие этому исторические события сыграли важнейшую роль не только в становлении химического комплекса в СССР, но и в развитии всей экономики нашей страны и послужили началом глубоких изменений в жизни всего советского общества.
Как начиналась Большая химия в СССР
Сегодняшний уровень химизации отечественной экономики далек от требований времени. По этому показателю Россия в разы отстает от США, высокоразвитых стран Европы и даже от Китая. А ведь именно Россия первой разработала и осуществила этот путь в 1961–1975 гг.! За исторически короткий период в СССР было построено 400 заводов по переработке минерального сырья, страна стала мировым лидером по производству минеральных удобрений. В 1980-е на основе нефти делалось порядка 80 тыс. химических продуктов. Объем производства химической продукции за 1961–1975 гг. возрос в 5,8 раза, доля продукции Большой химии в структуре промышленного производства повысилась с 4,0% в 1960 г. до 6,6% в 1975 г. Советская химическая индустрия по объему выпускаемой продукции вышла на второе место в мире. За 20 лет производство пластмасс в нашей стране выросло более чем в 14 раз. К началу 1980-х мы производили 80 000 химических продуктов только на основе нефти.
Старт масштабным преобразованиям дал состоявшийся 7 мая 1958 г. Пленум ЦК КПСС, принявший постановление «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства», которое сыграло большую роль для расширения и углубления химизации страны.
Надо сказать, что вопросы развития химической промышленности и внедрения достижений химии в народное хозяйство в СССР считались приоритетными, начиная с конца 1920-х годов. Химизация играла важную роль в годы индустриализации страны. 28 апреля 1928 г. было принято Постановление СНК СССР «О мероприятиях по химизации народного хозяйства Союза ССР»; был образован Комитет по химизации народного хозяйства СССР, который стал организующим центром разработки научно-технических проблем химизации и развития химической промышленности. В 1929–1940 гг. были созданы крупные производства синтетического каучука, азотных, фосфорных и калийных удобрений, автопокрышек. В то же время до «хрущевской оттепели» химия рассматривалась не в качестве действенного способа удовлетворения потребительских нужд населения, а исключительно как источник укрепления отраслей тяжелой промышленности, в том числе военной.
На майском Пленуме впервые был сделан исторический прорыв в ориентации химической промышленности на нужды населения. Впервые было признано необходимым в больших объемах использовать химическую продукцию для производства предметов народного потребления: одежды, обуви, изделий хозяйственного и культурно-бытового назначения. В духе времени химизация связывалась с поступательным движением к «коммунистическому будущему».
В постановлении Пленума особо подчеркивалось: «Создание мощной химической промышленности даст нашей стране огромный экономический эффект. Ни одна отрасль промышленности не может сравниться с химией по эффективности вкладываемых средств. Все затраты на развитие химии, вложенные за семь лет, не только полностью окупятся, но и дадут огромные, многомиллиардные накопления».
В документах Пленума было посвящено много внимания вопросам синтетических материалов. Пленум признал недостаточным объем их производства и установил повышенные контрольные цифры прироста химической продукции. Особая роль отводилась химической индустрии в деле расширения ассортимента высококачественных товаров народного потребления. Была поставлена задача: «В целях расширения производства одежды, обуви и других товаров народного потребления обеспечить в 1970 г. выработку химических волокон в количестве 1 млн 350 тыс. т. Необходимо улучшить качество полимерных материалов, совершенствовать технологию и улучшать качество вискозных, капроновых и ацетатных волокон, быстрее увеличивать производство таких высококачественных волокон, как лавсан, нитрон, винол и др., а также новых синтетических смол».
Майский Пленум ЦК КПСС впервые призвал к системному внедрению достижений химии в сельскохозяйственное производство. Выработку минеральных удобрений предполагалось увеличить к 1965 г. до 35 млн т против 12 млн т в 1958 г.
Программа беспрецедентного масштаба
Решения майского Пленума ЦК КПСС легли в основу широкомасштабной программы химизации народного хозяйства СССР. Развернутые положения программы излагались в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 795 от 23 июля 1958 г., определившем направления развития химической промышленности СССР на период с 1958 по 1965 г.
Постановлением предусматривалось существенное увеличение потребления синтетических материалов во всех значимых отраслях народного хозяйства. В частности, к 1965 г. только в машиностроении применение синтетических материалов должно было увеличиться примерно в 5 раз по сравнению с 1957 г.
За счет внедрения синтетических материалов планировалось изменить структуру потребления предприятий легкой, обувной, резинотехнической, шинной промышленности. Так, к 1965 г. до 80% потребляемого в производстве шин корда планировалось получать с применением синтетических волокон. При этом производство шин также серьезно возрастало. Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо было существенно увеличить выработку синтетического каучука – основного компонента для получения корда. Расширение производства синтетического каучука новых марок обеспечивало существенную народнохозяйственную экономию, поскольку открывалась возможность уменьшить импорт натурального каучука и увеличить ходимость шин.
С учетом огромной территории страны и больших затрат на перевозку сырья и продукции, был принят новый подход к размещению химических производств – новые предприятия строить в местах нахождения основных источников сырья и потребления готовой продукции. А химические комбинаты и заводы, находившиеся в старых традиционных районах, главным образом реконструировать на новой технической и технологической основе. Реализация этих решений принесла большой эффект.
Для скорейшего выполнения заданий по вводу в действие мощностей, производящих полимерные материалы, полупродукты и сырье для них, постановлением предусматривалось строительство и реконструкция 257 предприятий за 1958–1965 гг., в том числе строительство 120 новых предприятий, ввод в действие 37 ранее начатых строительством заводов и реконструкция либо увеличение мощности 100 промышленных объектов. Реконструкции подобных масштабов химическая индустрия страны еще не знала. В центре внимания программы развития промышленности находились предприятия по производству синтетических волокон, пластических масс и синтетического каучука.
Одним из узловых пунктов этой широкомасштабной программы стало создание Научно-исследовательского института технико-экономических исследований химической промышленности (НИИТЭХИМ) – как было отмечено в постановлении, «в целях реализации государственной программы ускоренного развития химической индустрии СССР».
Создавая карту химизации страны
Перед НИИТЭХИМом сразу же был поставлен широкий круг задач, направленных на развитие химической промышленности на всей территории Союза, что требовало проработки создания многозвенных производственных цепочек, способных в краткие сроки обеспечить самые разные отрасли экономики качественной готовой продукцией.
Среди поставленных перед институтом задач были: территориальное размещение химических производств по экономическим районам страны, химизация народного хозяйства, определение основных направлений развития химической промышленности, комплексное использование углеводородного и минерального сырья, специализация и кооперирование со странами СЭВ, стратегия развития химической промышленности и ее мониторинг, состояние производства и рынка целого ряда химической и нефтехимической продукции, повышение эффективности внешнеэкономической интеграции химической индустрии России и др.
Огромную роль в развитии института и формировании его уникального статуса в отраслевой науке сыграл Л.А. Костандов, который с июня 1958 г. являлся заместителем председателя Государственного комитета СССР по химии, а с 1961 г. – первым заместителем.
Возглавивший в 1963 г. Государственный комитета химического и нефтяного машиностроения при Госплане СССР в ранге министра СССР Л.А. Костандов считал научно-техническую информацию важным экономическим ресурсом, овладение которым способствует определению наиболее целесообразных путей развития отрасли, отдельных производств и технологий. Поэтому он придавал первостепенное значение развитию органов научно-технической информации и пропаганды в виде отраслевой системы НТИ химической промышленности. Головной организацией системы НТИ был признан Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований химической промышленности (НИИТЭХИМ).
На НИИТЭХИМ было возложено научно-методическое руководство всей системой НТИ в Министерстве химической промышленности, координация деятельности входящих в нее подразделений, осуществление справочного и информационного обслуживания предприятий и организаций, подготовка и издание информационных материалов, проведение исследований и разработок в области НТИ, организация пропаганды новой техники и обмена передовым производственным опытом.
Л.А. Костандов придавал особое значение вопросу эффективного размещения химических производств на территории страны, и эта задача стала одной из первых, поставленных перед коллективом института. В работах НИИТЭХИМ по данной тематике участвовала целая плеяда высокопрофессиональных специалистов «костандовского призыва»: Н.В. Алисов, Т.К. Синичкина, Л.И. Татарникова, Т.Б. Грузинова и др. Работы НИИТЭХИМа легли в основу многих решений государственных органов управления по созданию на территории страны химических производств по выпуску широкой гаммы продукции.
Вопросы территориального развития химического комплекса требовали живого присутствия разработчиков общесоюзной «матрицы» на местах, проведения научно-исследовательской и информационной работы в местах сосредоточения химических и смежных производств. По мере своего становления институт развивал свою сеть по стране. В составе института были образованы Минский филиал, Черкасское отделение, ряд отделов в Закавказье, Поволжье и Сибири.
В 1960–1970 гг. большое значение приобрели работы по химизации народного хозяйства. В НИИТЭХИМе они выполнялись под руководством заместителя директора Г.Ф. Борисовича совместно с научно-исследовательскими и проектными организациями химической индустрии и практически всех крупнейших отраслей – потребителей ее продукции. Методологическая основа этих исследований была разработана сотрудником НИИТЭХИМа, известным в научных кругах ученым-экономистом, д-ром экон. наук, профессором Э.С. Савинским, одним из создателей нового научного направления – экономика химизации.
Исследования, проводимые по этой тематике, были использованы в Минхимпроме СССР, отделе химии Госплана СССР и ГКНТ СССР при подготовке Комплексной программы химизации народного хозяйства СССР на период до 2000 г, принятой Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР.
В Советском Союзе важная роль отводилась проблемам специализации и кооперирования со странами СЭВ. Все предложения советской стороны по специализации и кооперированию со странами СЭВ в области химической промышленности формировались в НИИТЭХИМе. В рамках данной тематики развивалось сотрудничество НИИТЭХИМа. Совместно c чехословацким институтом ВУТЭ ХП была разработана методика расчета эффективности специализации производства химической продукции в странах – членах СЭВ, которая была одобрена Секретариатом СЭВ.
В НИИТЭХИМе были разработаны принципы внедрения экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники в практику планирования химической промышленности – сформирована комплексная система моделей, алгоритмов, технико-экономических показателей, позволившая создать базу данных для решения задач сбалансирования и размещения химических производств.
(Продолжение следует)