ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Четверг, 26 октября 2023 09:49

Логистический хаб им. Дэн Сяопина: русское чудо с китайским акцентом

Автор

Новый логистический центр им. Дэн Сяопина, строящийся в Республике Татарстан, станет крупнейшим в России. Первый этап строительных работ, на который инвестировано 20 млрд руб., планируется завершить до конца 2023 г.

В июле т.г. состоялась трехдневная бизнес-миссия ведущих отечественных операторов и экспедиторов танк-контейнерной отрасли, а также представителей профильного сервисного бизнеса на площадку ОЭЗ «Алабуга». Технический десант из представителей химической отрасли высоко оценил потенциал активно строящегося логистического нефтехимического форпоста Татарстана, а также обозначил свои пожелания по поводу наличия и возможностей развития инфраструктурных решений одного из крупнейших в России логистического хаба. На кону – успех в наращивании товарооборота с Китайской Народной Республикой, являющейся ключевым стратегическим партнером нашей страны.

Реализовать план развития сотрудничества между Китаем и Россией по увеличению торговли и инвестиций, кооперации в сферах промышленности, энергетики, сельского хозяйства, высоких технологий и финансов на республиканской площадке ОЭЗ «Алабуга» стараются за счет качественного обновления транспортной системы, в основе которой строящийся логистический хаб небывалых для мировой практики масштабов и содержания. Во-первых, он должен эффективно закольцевать контейнерные поставки и с максимальной пользой для экономик обеих стран. А во-вторых, усилить позиции Татарстана как ключевого транспортного коридора России по самым серьезным проектам в нефтехимии, автопроме и сельском хозяйстве на всех приоритетных экспортных направлениях работы с дружественными государствами. В числе ключевых задач по логистическому комплексу в рамках терминала планируется реализовать уникальное предложение по обработке и отправке самой широкой номенклатуры танк-контейнерных грузов от нефтехимии до сельхозпродукции. Приоритетом признается также создание рабочей и востребованной сервисной инфраструктуры для операторов и экспедиторов грузов, а также развитие на принципиально новом уровне истории мультимодальных поставок и интеллектуальной системы хранения не только для крупных промышленных грузоотправителей, но и для e-commerce.

Специалисты проводят параллели между ОЭЗ «Алабуга» и Тяньцзиньской зоной экономического и технического развития (TEDA), вот и в проекте логистического комплекса «китайский след» также на поверхности. Об этом, в частности, говорили участники танк-контейнерной бизнес-миссии, посетившие площадку строящегося хаба в конце прошлой недели. В их числе – представители ПАО «ДВМП» (FESCO), ООО «РусЛинкКарго», ООО «Танк-Контейнер Сервис», ООО «Крикон», а также руководители ведущих промывочно-пропарочных станций (ППС) и экспедиторы. В ходе визита лидеры отрасли познакомились с деятельностью ОЭЗ «Алабуга» и ее резидентов, стали участниками увлекательной экскурсии в инженерно-гуманитарный колледж «Алабуга Политех». Но, как и предполагалось, основное внимание специалистов было приковано к строящемуся логистическому терминалу им. Дэн Сяопина. По итогам технических визитов и обсуждения специалисты оценили проблемы и перспективы развития крупнейшего логистического хаба страны. В числе озвученных предложений экспертной группы – оптимизация внутренней логистики терминала с учетом структуры входящих грузопотоков, а также доступности максимума сервисов при минимальных передвижениях по логистическому комплексу. Принимая во внимание климатические условия России, специалисты предложили ограничить использование рольгангов (роликового конвейера) для перемещения штучных или в таре грузов на открытых участках терминала. В их понимании, в частности, грязь, снег и мусор должны быть удалены на этапе предварительной замывки, а сам процесс мойки должен состоять из двух этапов – подготовительного и основного. Одно из пожеланий специалистов – расположить цех ремонта контейнеров в непосредственной близости с депо и мойкой, что позволит сократить штат сотрудников и произвести качественную компоновку необходимого оборудования. Среди предложений – решение вопроса повагонной отправки жидких химических грузов еще на этапе проектных работ по вводу терминала.

Что подтолкнуло идею

Своим запоминающимся названием будущий логистический комплекс лично обязан гендиректору ОЭЗ «Алабуга» Тимуру Шагивалееву, питающему глубокое уважение к автору и архитектору китайского экономического чуда – Дэн Сяопину, уникальному реформатору, свободно говорившему по-русски и превратившему КНР за считанные годы из глубоко аграрной страны в передовую промышленную державу.

Идея назвать терминал именем китайского реформатора Дэн Сяопина принадлежит лично гендиректору ОЭЗ «Алабуга» Тимуру Шагивалееву. Куратор проекта – Тимур Мингазов (справа на фото)

В числе экономических мер Сяопина, поддержавших кардинальные изменения в Китае, был механизм реинвестирования налогов в инфраструктуру промышленных кластеров. Кстати, аналогичный механизм, не без усилий Татарстана, с сентября 2021 г. есть и в России. Его закрепили постановлением правительства РФ №1119.

Начальная площадь будущего логоцентра по проектной документации составляет 65 га, длина контейнерной площадки – 1,05 км. Фактически он будет расположен между городами, Набережными Челнами и Нижнекамском, в непосредственной близости от федеральной автотрассы М7, а также станций Никашновка и Круглое Поле, обслуживаемых Куйбышевской железной дорогой (филиал ОАО «РЖД»).

На территории логистического комплекса предусмотрены 4 контейнерных площадки общей емкостью 8,5 тыс. TEU (англ. Twenty-foot Equivalent Unit – условное обозначение 20-футового ISO-контейнера, предназначенного для морских и/или интермодальных перевозок). Здесь же будут размещены отдел таможенного сопровождения, депо, бокс углубленного досмотра контейнеров, склад временного хранения для авто, КПП и др. Полностью комплекс планируется запустить в работу в 2025 г. Первые объекты будущего логистического хаба появятся уже в следующем году. Речь идет о железнодорожной инфраструктуре, контейнерной площадке, а также основной коробке склада. На терминале планируется построить 6 железнодорожных путей, которые в сутки смогут обрабатывать 3 контейнерных поезда с фронтом погрузки 74 условных вагона, или 1 050 метров. При возможности одновременного приема и обработки сразу двух составов полностью без разбивки время разгрузки одного поезда составит 3 часа. Общая площадь контейнерной площадки составит более 60 тыс. кв. м, штабелирование контейнеров возможно будет в 4 плюс 1 яруса.

Складской комплекс логистического хаба будет включать склад категории «А» на 100 тыс. кв. м, склад для температурных грузов, склад «логистики третьего поколения» с полным комплексом услуг на 150 тыс. палето-мест, склад под нужды e-commerce на 500 тыс. ячеек, а также склад под опасные грузы – 5,7 тыс. кв. м и кросс-докинг – более 4 тыс. кв. м. По словам Тимура Мингазова, заместителя генерального директора по взаимодействию с резидентами, развитию инженерного потенциала и эксплуатации, идея собственного логоцентра созрела у ОЭЗ на волне спецоперации России в Украине и ухода с площадки одного из крупнейших мировых перевозчиков Maersk. Нестабильность поставок толкала производителей закупать сырье впрок и думать наперед, насколько это было возможно. Так, с одной стороны, в этот период возник бешеный спрос на складские помещения. А с другой – перевозки китайских товаров и сырья стали дороже, а время их ожидания – непрогнозируемым. Грузопоток из КНР шел через восточные сухопутные погранпереходы и Владивосток. При развитой инфраструктуре на западных погранпереходах – в Санкт-Петербурге и Новороссийске – Россия столкнулась острой проблемой отсутствия современной инфраструктуры терминалов Забайкальска и Хоргоса (Казахстан). В этой ситуации, смотря дальше и копая глубже, самым логичным решением ОЭЗ «Алабуга» посчитала создать и развить собственный логистический хаб. При очевидном дефиците контейнерных терминалов с грузооборотом от 60 тыс. контейнеров в год в Закамской зоне после всех этапов реализации проекта логистического комплекса им. Дэн Сяопина его пропускной потенциал составит 100 тыс. контейнеров в год. Оператором подъездных путей выступает «РЖД логистика», обсуждаются форматы взаимодействия с FESCO. С компанией «ТрансКонтейнер» заключен договор на услуги контейнерного терминала. После ввода в эксплуатацию логистический центр обеспечит клиентам ПАО «ТрансКонтейнер» сквозной сервис с комплексом транспортно-экспедиционных услуг, включая подачу и уборку фитинговых платформ с контейнерами, погрузочно-разгрузочные работы, терминальные операции, формирование контейнерных поездов.

Ожидаемый объем погрузки – 600 ДФЭ (TEU), выгрузки – 1 200 ДФЭ в месяц.

Импорт грузов из Китая в Россию идет быстрее, чем экспорт из России в Китай, отмечают участники логистического рынка услуг. Это происходит из-за того, что при импорте из КНР все согласования с РЖД происходят автоматически, в то время как из РФ необходимо все согласовать с Центром фирменного транспортного обслуживания, который вместо 6 заявленных, к примеру, может согласовать только 2. При этом получить разрешение на экспорт грузов и вклиниться в узкое горлышко всегда представляется достаточно сложным.

Прочитано 774 раз
НИИТЭХИМ

niitekhim.com/ | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.