ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Среда, 10 января 2018 06:13

Внешняя торговля России химическими и нефтехимическими товарами в январе–сентябре 2017 г.

Автор

В январе–сентябре 2017 г. внешнеторговый оборот химических и нефтехимических товаров России вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 7% и составил 31,21 млрд долл. При этом 48% торгового оборота химической и нефтехимической продукции приходилось на долю экспортных поставок, а 52% – на долю импортных закупок.

 

Таблица 1. Структура внешнеторгового оборота продукции химического комплекса Российской Федерации в январе–сентябре 2017 г.

 

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что в январе–сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. экспорт химических и нефтехимических товаров вырос на 4%, а импорт – на 10%. В результате отрицательное сальдо внешнеторгового оборота химической и нефтехимической продукции, составлявшее в январе–сентябре 2016 г. 0,37 млрд долл., в январе–сентябре 2017 г. увеличилось до 1,22 млрд долл.

Внешняя торговля России химическими и нефтехимическими товарами со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в январе–сентябре 2017 г. росла опережающими темпами по сравнению с торговлей с прочими странами. Рост торговли химикатами со странами ЕАЭС, составивший 16%, был обусловлен как ростом экспорта в страны ЕАЭС (рост на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), так и ростом импорта из этих стран (рост на 12% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). В результате доля стран ЕАЭС в обороте возросла с 11% в январе–сентябре 2016 г. до 12% в январе–сентябре 2017 г., а доля прочих стран снизилась соответственно с 89 до 88%. Положительное сальдо внешней торговли продукцией химии и нефтехимии со странами ЕАЭС в январе–сентябре 2017 г. возросло до +1,45 млрд долл. (по сравнению с +1,19 млрд долл. в январе–сентябре 2016 г.).

Внешняя торговля химическими и нефтехимическими товарами со странами, не входящими в ЕАЭС, в январе–сентябре 2017 г. возросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6%. Рост внешнеторгового оборота был обусловлен как ростом импортных закупок (на 10% по сравнению с январем–сентябрем 2016 г.), так и ростом экспортных поставок (на 2% по сравнению с январем–сентябрем 2016 г.). Опережающий рост импортных закупок по сравнению с экспортными поставками привел к тому, что отрицательное сальдо внешней торговли с этими странами по итогам III квартала 2017 г. увеличилось до 2,67 млрд долл. (для сравнения: сальдо за январь–сентябрь 2016 г. составляло 1,55 млрд долл.).

Экспорт Россией химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2017 г.

В январе–сентябре 2017 г. экспорт Россией химических и нефтехимических товаров вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4% и составил 15,05 млрд долл.

Лидирующие позиции в товарной структуре российского экспорта продукции химии и нефтехимии традиционно занимают минеральные удобрения. Их доля в общей стоимости вывоза в январе–сентябре 2017 г. составила 34,8%. Второе место в структуре экспорта в январе–сентябре 2017 г. занимали синтетические каучуки, доля которых составила 8,9%. Кроме того, крупные поставки за рубеж наблюдались по следующим позициям (в % от стоимости экспортных поставок): пластмассы и синтетические смолы – 8, шины и камеры – 5,8, изделия из пластмасс – 5,2, аммиак безводный – 3,4, горнохимическое сырье – 2,5, товары бытовой химии – 2,5, технический углерод – 2,3, метанол – 2,1, капролактам – 1,9 (рис. 1). Следует отметить, что за январь–сентябрь 2017 г. в структуре российского экспорта химической продукции произошли положительные изменения, выраженные в росте доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, доля товаров бытовой химии выросла до 2,5% (против 1,2% в январе–сентябре 2016 г.), а доля изделий из пластмасс – до 5,2% (против 4,9% в январе–сентябре 2016 г.). При этом доля шин и камер снизилась с рекордных 11,5% в январе–сентябре 2016 г. до 5,8% в январе–сентябре 2017 г. Таким образом, представленная структура российского экспорта химических и нефтехимических товаров свидетельствует о том, что в нем по-прежнему преобладает продукция сырьевого назначения и полупродукты.

 

Товарная структура экспорта химической  и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2017 г., %

 

Рост объема экспортных поставок химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. был обусловлен как ростом физических объемов поставок, так и ростом экспортных цен. Рост объема экспортных поставок на фоне роста цен был зафиксирован для таких товаров, как капролактам, полипропилен, полиамиды, товары бытовой химии, технический углерод, прочие эфиры простые и их производные (главным образом, МТБЭ и ТАМЭ) и синтетические каучуки. Сохранение объемов поставок при росте цены было зафиксировано для метанола.

Рост поставок в натуральном и стоимостном выражении, несмотря на снижение цен, наблюдался для полиэтилена и фосфатных удобрений. Рост поставок в натуральном и стоимостном выражении практически без изменения цен наблюдался для азотных удобрений. Рост поставок в стоимостном выражении, несмотря на сокращение в натуральном, наблюдался для изделий из пластмасс. Снижение поставок в натуральном и стоимостном выражении, несмотря на рост цен, было зафиксировано для серы. Большое снижение поставок в стоимостном выражении, несмотря на рост в натуральном (вследствие резкого падения цен), было зафиксировано для шин для легковых и грузовых автомобилей. Менее резкое снижение поставок в стоимостном выражении, несмотря на рост в натуральном, было зафиксировано для калийных удобрений. Снижение поставок в стоимостном выражении без изменения физических объемов вывоза наблюдалось для апатитового концентрата (табл. 2).

 

Таблица 2. Экспорт Россией химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2017 г.

 

Географическая направленность российского экспорта химических и нефтехимических товаров отличается большим разнообразием. В январе–сентябре 2017 г. 78% объема вывозимой продукции было реализовано на рынках 20 стран (табл. 3).

 

Таблица 3. Экспорт Россией химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2017 г. по странам

 

Крупнейшим покупателем российских химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2017 г. оставалась Украина. При этом следует учитывать, что около 21% российского экспорта в эту страну за рассматриваемый период приходилось на долю аммиака, поставляемого по аммиакопроводу Тольятти–Одесса для реэкспорта в третьи страны. В рассматриваемом периоде на рынке Украины были реализованы российские химикаты на сумму 1 399,1 млн долл., или 9,3% от общей стоимости вывоза. Второе и третье места по объему экспортных поставок химикатов из России занимают две страны ЕАЭС, Казахстан и Белоруссия, на долю которых приходится по 8,2–8,3% стоимости экспорта. Поставки химических и нефтехимических товаров в Казахстан в январе–сентябре 2017 г. составили 1 248,1 млн долл., в Белоруссию – 1 238,8 млн долл. Четвертое место по объему экспортных поставок занимает Китай (1 108,5 млн долл., или 7,4% стоимости экспорта), пятое – Бразилия (1 044,7 млн долл., или 6,9% стоимости экспорта), а шестое – Финляндия (822,8 млн долл., или 5,5% стоимости экспорта).

Среди остальных зарубежных потребителей российских химикатов в январе–сентябре 2017 г. следует отметить Польшу, США, Индию и Турцию, занимавших в товарной структуре российского экспорта соответственно седьмое, восьмое, девятое и десятое места. Объем экспортных поставок в эти страны в январе–сентябре 2017 г. составил соответственно 741 млн долл. (или 4,9% стоимости экспорта), 610,0 млн долл. (или 4,1% стоимости экспорта), 467,2 млн долл. (или 3,1% стоимости экспорта) и 464,5 млн долл. (или 3,1% стоимости экспорта).

 

Импорт Россией химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2017 г.

 

В январе–сентябре 2017 г. импорт Россией химической и нефтехимической продукции увеличился на 10% по сравнению с январем–сентябрем 2016 г. и составил 16,26 млрд долл. Товарную структуру импортных закупок формирует широкий по номенклатуре и ассортименту круг товаров, включающий, главным образом, химикаты с высокой добавленной стоимостью (рис. 2).

 

Рис. 2. Товарная структура импорта химической и нефтехимической продукции в январе-сентябре 2017 г., %

 

Увеличение объема импортных закупок химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года обусловлено как ростом спроса на химические и нефтехимические товары в России вследствие увеличения объемов производства в потребляющих отраслях, так и постепенной адаптацией российского внутреннего рынка к новым условиям (относительная стабилизация курса рубля по отношению к доллару и евро).

В табл. 4 приведены статистические данные по наиболее крупным товарным позициям российского импорта химических и нефтехимических товаров.

 

Таблица 4. Импорт Россией химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2017 г.

 

Анализ представленных в табл. 4 данных показывает, что увеличение валютных затрат России на закупку химической и нефтехимической продукции в январе–сентябре 2017 г. было обусловлено как увеличением физических объемов закупок, так и в ряде случаев ростом импортных цен. При этом наиболее существенно возросли импортные закупки резинотехнических и резиновых изделий, кинофотоматериалов, легковых и грузовых шин, акриловых полимеров, химических волокон и нитей, катализаторов и инициаторов химических реакций, реагентов диагностических и лабораторных, полиэтилена, изделий из пластмасс, лаков, эмалей, красок, грунтовок и шпатлевок, поверхностно-активных веществ, диоксида титана, химических средств защиты растений, синтетических моющих и жидких чистящих средств. Менее значительно увеличился физический объем импортных закупок синтетических каучуков, полистирола и сополимеров стирола, изоцианатов, а также лакокрасочных материалов вспомогательных.

Сократились импортные закупки полиэтилентерефталата, полипропилена, а также полимеров винилхлорида.

Рост импортных цен на химические и нефтехимические товары в январе–сентябре 2017 г. наблюдался по большинству товарных групп. Исключение составили синтетические моющие и жидкие чистящие средства, катализаторы и инициаторы химических реакций, полиэтилен, химические волокна и нити, а также шины легковые и грузовые.

Значительно выросли цены на такие группы товаров, как изоцианаты, диоксид титана, синтетические каучуки, поливинилхлорид и сополимеры винилхлорида, а также лакокрасочные материалы вспомогательные. Менее значительный рост цен произошел на химические средства защиты растений, изделия из пластмасс, лаки, краски, эмали, грунтовки и шпатлевки, поверхностно-активные вещества, реагенты диагностические и лабораторные, полипропилен, полистирол и сополимеры стирола, акриловые полимеры, полиэтилентерефталат, а также резинотехнические и резиновые изделия.

Географическая структура импорта Россией химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2017 г. представлена в табл. 5.

 

Таблица 5. Импорт Россией химических и нефтехимических товаров в январе–сентябре 2017 г. по странам

 

В январе–сентябре 2017 г. крупнейшим по значимости поставщиком химической и нефтехимической продукции на рынок России оставался Китай. Импорт химикатов из этой страны в рассматриваемом периоде составил 3 015,1 млн долл., или 18,5% российского ввоза химических и нефтехимических товаров.

Импортные закупки химикатов в Германии, втором по значимости поставщике химикатов на российский рынок, составили 2 487,3 млн долл., или 15,3% от общей стоимости отечественного импорта.

Доля остальных стран в российских импортных закупках существенно ниже. Среди них выделяются Белоруссия, США, Франция, Республика Корея и Италия.

Прочитано 5022 раз
НИИТЭХИМ

niitekhim.com/ | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.