100 номеров «Вестника химической промышленности»… 20 лет вместе с вами, дорогие наши читатели: руководители и ведущие специалисты предприятий отрасли, ученые, экономисты, бизнесмены России и других стран!
Сегодня, открывая старые номера «Вестника», порой удивляешься, как точны и своевременны были прогнозы авторов журнала. А порой – еле сдерживаешь улыбку, читая о «судьбоносных» в тогдашних представлениях решениях властей, которые в лучшем случае не приносили позитивных перемен, а в худших – замедляли ход развития химического комплекса…
Так или иначе это – страницы истории развития химического комплекса России в новых условиях, нашей с вами общей памяти о разочарованиях и победах, трудностях и высоких свершениях.
«Вестник химической промышленности» № 2, 1997 г.
ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РФ
Основной целью разрабатываемой Программы является постепенная структурная перестройка химического комплекса для обеспечения отраслей народного хозяйства конкурентоспособной продукцией на базе внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и активизации инвестиций в высокоэффективные производства.
Важность разработки программы определяется большой ролью комплекса как крупного поставщика химической продукции для осуществления структурных изменений во многих отраслях экономики России.
Согласно программно-целевой установке предусматривается комплекс широкомасштабных мер: техническое и технологическое обновление базовых структурообразующих производств с одновременным решением задач охраны окружающей среды и ресурсосбережения, расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально ориентированной продукции, развитие импортозамещающих производст, увеличение выпуска прогрессивной конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынков, формирование экспортного потенциала главным образом за счет более глубокой переработки сырья и материалов, инвестирование новых технологий и новых материалов для развития прогрессивных направлений в экономике России, сокращение числа неэффективных производств, перепрофилирование предприятий.
«Вестник химической промышленности» № 3, 1997 г.
ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Среди факторов сдерживания инфляции и восстановления конкурентоспособности продукции химического комплекса России особую роль играет ценовая политика Правительства РФ. Если не удастся остановить рост внутренних цен на энергоресурсы и транспортных тарифов, то практически вся продукция химического комплекса России по уровню цен в 1998 г. станет неконкурентоспособной. Следовательно, первым шагом для предотвращения развала химического комплекса и его последующего оживления должно стать снижение внутренних цен на энергоресурсы и транспортных тарифов до уровня I полугодия 1995 г. Конкретно оптовые цены для потребителей в химическом комплексе необходимо снизить в следующих размерах (в % к уровню декабря 1996 г.):
- на газ природный – 10–12%;
- нефтепродукты (бензины, мазут, парафины) – 20–25%;
- электроэнергию для промышленных потребителей –40%;
- железнодорожные тарифы на грузовые перевозки – 40–50%.
По оценкам специалистов, для восстановления нормальной деятельности химическому комплексу России требуется три года, и на этот срок как минимум следует сохранить жесткое государственное регулирование уровня цен на энергоресурсы и железнодорожных тарифов.
«Вестник химической промышленности» № 3, 1997 г.
ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В 1996 г. на фоне общего снижения темпов инфляции усилилось негативное влияние на уровень издержек и цен в химическом комплексе повышения тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей. При средних темпах инфляции на уровне 20% годовые тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей выросли за год (декабрь 1996 г. к декабрю 1995 г.) на 48,7%. Если учесть энергоемкий характер большинства химических производств, опережающий рост тарифов на электроэнергию привел к резкому снижению конкурентоспособности многих видов химической продукции (искусственных волокон и нитей, соды каустической, синтетических каучуков и др.).
Другим фактором, существенно влияющим на снижение конкурентоспособности продукции химического комплекса, стало постоянное увеличение транспортных расходов, особенно рост тарифов на железнодорожном транспорте. Этот фактор неодинаково влияет на издержки предприятий, поскольку его конкретное воздействие зависит от удаленности сырья и рынков сбыта готовой продукции, но его роль в
формировании издержек возросла. Удельный вес транспортных расходов, включающих расходы по доставке сырья и готовой продукции, в себестоимости готовой продукции химического комплекса по сравнению с 1990 г. увеличился более чем вдвое и составил в 1996 г. 12–15%, а по отдельным видам продукции значительно больше; например, по данным за 1996 г., транспортные расходы в стоимости приобретения концентрата апатитового составили 36%, метанола-ректификата – 37%, кислоты серной – 25%, серы – 46%. Всего железнодорожные тарифы за 1991–1996 гг. возросли в 16 540 раз, в то время как оптовые цены предприятий на химическую продукцию за этот период – лишь в 9 206 раза. При этом следует подчеркнуть,что уровень железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в России уже существенно превышает мировые и продолжает постоянно возрастать.
«Вестник химической промышленности» № 4, 1997 г.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Географическая структура импорта продукции номенклатуры химического комплекса РФ с появлением рынка стран ближнего зарубежья не претерпела существенных изменений: основными поставщиками остались страны Западноевропейского региона: в 1996 г. на их долю приходилось около половины стоимости закупок за рубежом.
«Вестник химической промышленности» № 1(5), 1998 г.
СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Начиная с 1991 г. в шинной промышленности России, как и в других отраслях народного хозяйства, начался затяжной кризис… Шинная промышленность России нуждалась в проведении серьезной модернизации действующих производств, направленной на преодоление спада производства, совершенствование его структуры и сохранение этой стратегически важной отрасли народного хозяйства.
Распад СССР, начало экономического кризиса в России, переход к рыночным преобразованиям еще более затруднили возможность проведения реструктуризации шинной промышленности на основе использования централизованных капитальных вложений.
Кризис в автомобилестроении, снижение платежеспособного спроса на шины со стороны населения и других потребителей в 1990–1995 гг. обусловили падение производства шин всех групп в 2,5 раза. Выпуск шин для грузовых автомобилей сократился в 2,9 раза, а для легковых – в 1,5 раза.
«Вестник химической промышленности» № 2(6), 1998 г.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Важно отметить, что со времени принятия Постановления Правительства РФ о ставках ввозных таможенных пошлин, т.е. с мая 1995 г., были внесены изменения в сторону расширения номенклатуры продукции, облагаемой таможенными пошлинами. В качестве примера можно привести весьма обширный список химической продукции: химические средства защиты растений, рентгеновские фотопластинки и фотопленки, латекс, каучук хлоропреновый, полистирол фреоностойкий, антидетонаторы, антиоксиданты, ускорители вулканизации каучука, катализаторы.
В действующем в настоящее время перечне продукции, облагаемой импортными пошлинами, для всех перечисленных выше товаров введена ставка импортной пошлины на уровне 5% от таможенной стоимости.
«Вестник химической промышленности» № 1(9), 1999 г.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Анализ общей социально-политической ситуации и тенденций развития народного хозяйства в целом, в том числе отраслей химического комплекса России в период перестройки, требует выполнить ряд корректировок выявленных ранее перспективных показателей потребности в конечной химической и промежуточной нефтехимической продукции и в углеводородном сырье. Корректировки осуществляются с использованием, как правило, экспертных оценок. Учитываются негативные тенденции в развитии отраслей химического комплекса, факты стабилизации производства, последствия «инвестиционной ямы» (постоянное снижение инвестиций). Принимаются во внимание опыт и тенденции развития нефтехимической промышленности за рубежом, показывающие, что мировая химическая и нефтехимическая промышленность на базе углеводородного сырья не потеряла своего значения и продолжала оставаться прибыльной и привлекательной для инвестирования. Важным элементом прогноза является анализ наиболее реальных, в том числе реализуемых совместно с иностранными фирмами, отечественных проектов. Разработке прогнозов предшествуют сценарные расчеты, в которых устанавливаются приоритеты развития отраслей химической и нефтехимической промышленности.
Сегодняшний выбор приоритетов развития химического комплекса приходится делать в условиях значительного спада производства дефицита финансовых ресурсов, снижения платежеспособного спроса, острой конкуренции на мировом и внутреннем рынках с продукцией ведущих иностранных фирм. При этом должна быть определена также степень государственного участия в реализации намеченной программы развития отраслей химического комплекса. Основными критериями являются требования экономической безопасности страны и переориентации всех направлений деятельности «лицом к человеку».
«Вестник химической промышленности» № 3(11), 1999 г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ
Основой повышения технической конкурентоспособности являются осуществление перехода на инновационный путь развития, техническое перевооружение и создание производств с использованием современных энергосберегающих и экологически чистых технологий.
Сравнительная оценка удельного потребления сырья и энергоресурсов по отдельным видам продукции указывает на острую необходимость технических решений по снижению материало- и энергоемкости при производстве многих видов химической продукции.
Учитывая высокие материало- и энергоемкость химической продукции и прежде всего базовых видов сырья и полупродуктов, используемых для синтеза широкого ассортимента химикатов конечного назначения, решение проблемы энергосбережения, снижения материалоемкости окажет существенное влияние на повышение ее ценовой конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что ценовая конкурентоспособность зависит от воздействия ряда внешних факторов и, прежде всего, от уровня и динамики цен на основные ресурсы производства, транспортные тарифы, применяемой в стране системы налогообложения.
Опережающий рост цен на энергоресурсы, транспортные тарифы, значительные затраты, связанные с работой большого количества посреднических организаций, явились одними из основных причин снижения ценовой конкурентоспособности, что имело место до августа 1998 г.
Установление нового валютного коэффициента повысило эффективность экспорта и ценовую конкурентоспособность продукции отечественного производства на внутреннем рынке.
Однако следует иметь в виду, что действие этого фактора носит временный характер вследствие инфляционного роста издержек производства. Поэтому центральными задачами остаются решение проблемы технического перевооружения, значительное совершенствование и обеспечение эффективного использования экономико-организационного механизма защиты внутреннего рынка.
Роль и место отдельных отраслей химического комплекса на внутреннем рынке определяются рядом факторов и прежде всего уровнем развития отечественного производственного и научно-технического потенциала, конкурентоспособностью и значимостью некоторых химических подотраслей и производств в решении проблем обеспечения экономической, оборонной, экологической безопасности страны.
«Вестник химической промышленности» № 4(12), 1999 г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Анализ состояния производственного и научно-технического потенциала комплекса, рынка химической продукции, оценка роли химической и нефтехимической промышленности в решении проблем формирования социально ориентируемой рыночной экономики обусловили необходимость разработки Стратегии структурной перестройки химического комплекса.
Функционально роль и назначение Стратегии определяется тем, что она:
- предназначена стать документом, ориентирующим и координирующим деятельность предприятий и организаций отрасли на максимальное использование действующего производственного и накопленного научно-технического потенциала с целью обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, удержания и укрепления их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
- должна стать основой для разработки конкретных мероприятий по достижению поставленных целей и выработки предложений по принятию государственных нормативно-правовых актов, обеспечивающих благоприятные экономические условия для ее реализации.
Обоснование стратегии потребовало проработки ряда методологических проблем и в частности:
- выявление корреляционной зависимости прогнозируемых параметров развития химического комплекса и его подотраслей от макроэкономических показателей (динамики и структуры ВВП, промышленности в целом и отдельных отраслей, темпов инфляции и др.) с использованием экономико-математических моделей и усовершенствованием информационного обеспечения балансовых расчетов;
- задействование в используемом механизме хозяйствования элементов индикативного планирования;
- ускорение создания информационно-аналитической системы обеспечения предприятий и организаций химического комплекса необходимой технико-экономической информацией;
- совершенствование механизма установления размера экспортных пошлин на сырье, полупродукты и конечную химическую продукцию.
Определяющим этапом разработки стратегии являлось обоснование приоритетов и основных задач в технологическом реформировании производственной базы комплекса.
Анализ состояния отрасли, тенденций развития химической промышленности ведущих стран и рынков химической продукции позволил выделить круг важнейших задач, на решение которых должны быть в перспективе ориентированы предприятия и научные организации. В их числе:
- увеличение выпуска прогрессивной конкурентоспособной продукции для отраслей народного хозяйства и внешнего рынка;
- расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально ориентированной продукции;
- формирование экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья и материалов и использования ресурсосберегающих технологий;
- вывод из эксплуатации экономически бесперспективных производств или их перепрофилирование на выпуск продукции, пользующейся спросом.
«Вестник химической промышленности» № 4(20), 2001 г.
ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ПРЕДДВЕРИИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Переговоры о вступлении в ВТО начаты, и в данной ситуации главная задача состоит в том, чтобы условия, на которых Россия войдет в ВТО, в наименьшей степени ущемляли интересы российской экономики.
Работа по выработке таких условий была начата в Минпромнауки РФ в феврале 2001 г. Она стала также объектом внимания Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в рамках которого организована Рабочая группа, включающая представителей всех сфер промышленности и услуг.
Российским союзом химиков (при участии ОАО «НИИТЭХИМ») совместно с Департаментом химической промышленности Минпромнауки РФ подготовлены предложения, определяющие позицию российской стороны на переговорном процессе по номенклатуре химического комплекса. Эти предложения были приняты, они достаточно конкретны, содержат рекомендации по повышению начальных уровней связывания таможенного тарифа и имплементационного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности химической продукции (иод, карбид кальция, отдельные виды пластмасс и смол, шины, лакокрасочные материалы). По продукции, закупаемой по причине отсутствия собственных мощностей, рекомендованы минимальные начальные уровни связок таможенного тарифа (до 0) и также нулевой переходный период.
Форсированное вступление России в ВТО может принести химическому комплексу и экономике страны в целом существенный ущерб, в связи с чем до получения статуса полноправного члена этой организации необходимо по всем секторам экономики провести тщательное рассмотрение социально-экономических последствий снижения ставок ввозных таможенных пошлин.
… Необходимо разработать федеральную Программу повышения конкурентоспособности отечественной продукции, предусматривающую защиту от недобросовестного импорта и создание благоприятных условий для расширения производства.