Инновационный путь развития определен как приоритетный для нашей страны, что закреплено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегической целью развития экономики России по инновационному сценарию является создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей распространение инноваций во все сектора экономики, способствующей технологической модернизации производств на основе передовых научно-технических разработок, стимулирование у производителей инновационного подхода в работе, создание конкурентоспособного национального сектора исследований разработок и ноу-хау.
За последние годы качество инновационной среды в России улучшалось – в основном за счет инициатив отдельных предприятий, конкретных проектов, поддержанных на государственном уровне. Таким образом, для осуществления направленного и комплексного развития инновационного потенциала всех отраслей экономики страны, в том числе химической и нефтехимической, необходимо формирование целостной национальной инновационной системы.
На пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится государству. При этом государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами; во-вторых, организатора развития национального инновационного предпринимательства; в-третьих, регулятора институциональной основы.
В настоящее время в России нет четко выстроенной национальной инновационной системы, присутствуют лишь отдельные ее элементы. Существенным препятствием для развития НИС является отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем. Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. Кроме того, развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Также слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями.
В современных российских условиях важнейшим средством подключения бизнес-структур к активному участию в обеспечении инновационной составляющей модернизации страны выступает механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Именно ГЧП становится основным механизмом при формировании целостной и эффективной национальной инновационной системы.
Развитие ГЧП позволяет частично преодолевать ограниченность рыночных механизмов в решении таких задач, как привлечение инвестиций в высокорисковые инновационные проекты, приток инновационных ресурсов в депрессивные регионы. Институт ГЧП позволяет преодолевать различного рода ограничения объективного и субъективного характера, налагаемые на темпы и качество социально-экономического развития, выступая, в частности, как альтернатива прямому бюджетному финансированию масштабных общенациональных и региональных программ, создает предпосылки для сокращения осуществляемых расходов и ускорения реализации проектов, формирует дополнительные стимулы и катализаторы хозяйственной активности. Промокод дает новым игрокам возможность получить повышенный на 130% бонус до 32 500 рублей. Код необходимо использовать при регистрации на официальном сайте конторы 1xbet ( 1хбет промокод на бесплатную ставку, находятся в самом низу статьи). Узнай все про промокод 1xBet на сегодня. Используй при регистрации действующий промокод 1хБет и получай бонус за первый депозит до 32500р. Букмекерская контора 1xBet является одной из самых известных на рынке.
Тремя ключевыми институтами кооперационного взаимодействия научно-инновационной сферы являются наука, образование и промышленность. На рис. 1 представлены этапы развития форм их взаимодействия.
На сегодняшний день российская экономика находится на втором этапе развития взаимодействия институтов научно-инновационной сферы, на котором осуществляется формирование отдельных элементов национальной инновационной системы. Дальнейшее развитие НИС предполагает активное развитие механизма ГЧП для осуществления системного, комплексного подхода к управлению развитием всех элементов НИС.
На первоначальных этапах формирования инновационной экономики, на которых сейчас находится Россия, главными формами ГЧП стали проведение совместных исследований и создание объектов инновационной инфраструктуры. В дальнейшем, будучи встроенными в НИС, механизмы ГЧП обретают четкую позицию в структуре инновационных коммуникаций.
Для осуществления развития инновационного потенциала непосредственно химической отрасли, в рамках создания национальной инновационной системы, необходима проработка вопроса о формировании инновационной системы в области химии и нефтехимии. Создание инновационной системы в химическом комплексе целесообразно осуществлять в двух направлениях:
– развитие и реализация технологических инноваций, направленных на разработку продукции с высоким уровнем добавленной стоимости на базе использования современных прогрессивных ресурсосберегающих технологий;
– развитие и реализацяи управленческо-организационных инноваций, предусматривающих использование современного подхода к организации химического производства, позволяющего максимально эффективно интегрировать технологические инновационные разработки в химическое производство.
В связи с этим необходимо обеспечить дальнейшее развитие основных форм бизнес-структур, таких как бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, центры трансфера технологий, инжиниринговые компании и ряд других, в области инновационной деятельности химического комплекса, которые должны стать базой для создания инновационной системы химии и нефтехимии.
Также одним из основных факторов инновационного развития является наличие цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. На мировом рынке, наряду с товарами, работами и услугами, существует еще одна составляющая – права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). В России экономика интеллектуальной собственности пока не развита. Сегодня в стране, в среднем, из 265 полученных научных результатов только один становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России – менее одного процента, что является крайне низким показателем. В США этот показатель – 12%, в Германии – 7–8%, а в Финляндии – 20%.
Необходимым и обязательным условием успеха в развитии экономики интеллектуальной собственности выступает эффективное государственное регулирование.
Приведенная выше характеристика состояния научно-технического и инновационного потенциала химического комплекса, специфика инновационного процесса на отраслевых предприятиях, сложность связей между субъектами инновационной сферы предопределяет необходимость разработки отраслевой системы обслуживания инновационного процесса – инновационной системы химического комплекса (ИСХИМ) как составной части национальной инновационной системы (НИС).
Создание ИСХИМ предполагает реализацию функций НИС для обеспечения инновационного развития непосредственно химического комплекса. Основными функциями ИСХИМ, как комплексной системы, являбтся: технологические, экономические, организационно-институциональные и социальные.
Перечисленные функции позволяют обеспечить базовую составляющую ИСХИМ и эффективное функционирование создаваемой инновационной системы химического комплекса в части выполнения функций информационной и консалтинговой составляющей инфраструктуры. ИСХИМ сможет стать комплексной, целостной системой, которая будет обеспечивать эффективную реализацию механизмов развития инновационного потенциала в химической и нефтехимической отрасли.
ИСХИМ, как комплексная система, включает в себя следующие основные элементы – Координационный центр ИСХИМ; подсистемы, обеспечивающие развитие всех направлений инновационного процесса в химическом комплексе; системы взаимодействия с конкретными организационными структурами, участвующими в инновационном процессе в химическом комплексе.
Для более качественного решения задач, стоящих перед ИСХИМ, необходимо предусмотреть ряд мер по развитию важнейших направлений, определяющих эффективность и конкурентоспособность химической и нефтехимической промышленности с привлечением всего российского научно-технического потенциала:
- опережающее развитие химической науки как важнейшего фактора повышения уровня конкурентоспособности и главного источника прогресса в химической и нефтехимической промышленности России. Без решения этой проблемы конкурентоспособность отечественной промышленности останется на низком уровне и сохранится отставание технического развития России от уровня промышленно развитых стран как минимум на 10–15 лет;
- максимальное углубление переработки сырья и получение продукции с более высокими потребительскими свойствами и стоимостью по сравнению с аналогичными показателями по исходным видам сырья;
- формирование производственной базы для вовлечения в химическую и нефтехимическую промышленность альтернативных источников сырья (газа, угля, сланцев, природных битумов, твердых бытовых отходов и др.);
- развитие производства энергоносителей и базовых продуктов химии и нефтехимии из возобновляемых видов сырья;
- разработка высокоэффективных технологий и создание производства базовых химических соединений;
- развитие новых прорывных и критических технологий и производств специальных видов химической продукции.
Реализация приведенных выше мер развития инновационного процесса в химической отрасли должна координироваться и контролироваться определенной комплексной структурой. Ключевым системообразующим элементом ИСХИМ и всего механизма проведения инновационных преобразований в химико-технологическом комплексе является Координационный центр ИСХИМ. Его деятельность объединяет в себе несколько подсистем, которые обеспечивают развитие всех направлений инновационного процесса в химическом комплексе.
Основные функции Координационного центра ИСХИМ:
- содействие реализации процессных и продуктовых инноваций (бизнес-планирование, маркетинговые исследования, поиск инвестора);
- координация инновационной активности субъектов инновационной сферы (экспертиза проектов, базы данных, создание инфраструктуры, организация семинаров, выставок, конференций);
- создание банка данных по инновационным разработкам, их экспертизе и подготовки предложений по их реализации на предприятиях химического комплекса;
- оценку конкурентоспособности отдельных производств или видов продукции;
- анализ уровня и динамики производства конкретных видов продукции;
- анализ состояния и направления развития химического комплекса отдельных регионов РФ;
- анализ конъюнктуры мирового рынка химических и нефтехимических продуктов и перспектив развития внешней торговли России продукцией химической и нефтехимической промышленности;
- анализ патентной ситуации в подотрасли с определением направлений развития научных разработок и их правовой защиты.
Осуществление приведенных функций Координационного центра ИСХИМ может быть эффективно обеспечено при создании данного центра на базе ОАО «НИИТЭХИМ», уже имевшего такой опыт. Образованный в 1958 г. ОАО «НИИТЭХИМ» с первых лет своего существования приобрело статус основного центра методических разработок, аналитических и прогнозных исследований, направленных на формирование стратегических направлений развития отечественной химической промышленности. НИИТЭХИМ в советский период также фактически являлся прообразом предлагаемого Координационного центра ИСХИМ, координируя работы по проблемам научно-технического прогресса отечественной химической промышленности, которые были направлены на развитие инновационно-инвестиционной политики отрасли. Специалистами НИИТЭХИМа была разработана методика по формированию основных направлений развития науки и техники в отрасли, одобренная и утвержденная коллегией Министерства химической промышленности СССР, институтом проводилось систематическое изучение химической промышленности зарубежных стран в целях определения основных векторов научно-технического прогресса отрасли.
Разработка, утверждение и осуществление представленных функций в рамках создания и функционирования ИСХИМ позволят повысить эффективность реализации инновационных разработок от идеи до коммерциализации, ускорит техническое перевооружение химического комплекса и как следствие приведет к сокращению зависимости экономики России от импорта и увеличению экспорта химической продукции.
В механизме проведения инновационных преобразований в химико-технологическом комплексе России особое место занимает технологическое прогнозирование. Технологическое прогнозирование является необходимым элементом формирования научно-технической, инновационной и промышленной политики, а также определения приоритетных направлений научно-технологического развития.
Технологические прогнозы, как правило, реализуются в форме проектов на основе методологии Форсайта, предусматривающей использование широкого спектра количественных и качественных методов и активное вовлечение ключевых экспертов и лиц, принимающих управленческие решения. Задачей Форсайта является выявление и согласование стратегических целей развития и построение системы мер по их достижению, а результаты проводимых исследований используются при стратегическом планировании развития экономики на государственном уровне.
В зарубежной практике технологического прогнозирования выделяются следующие виды прогнозов, различающиеся масштабом проводимой работы, принципами организации и использования результатов:
- Технологические прогнозы, нацеленные на выявление приоритетов в отдельных областях научно-технологического развития на национальном уровне.
- Комплексные технологические прогнозы, реализуемые на национальном уровне, организованные в форме нескольких взаимоувязанных Форсайт-исследований, проводимых в рамках функционирования единой национальной системы технологического прогнозирования.
- Межгосударственные технологические прогнозы, проводимые в целях выявления общих для нескольких государств целей развития науки и технологий и формирования механизмов их реализации.
В России так же есть опыт технологического прогнозирования на основе методологии Форсайт-исследований, инициированных Министерством образования и науки в начале 2007 г. Была проделана масштабная работа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года и последовавшая за ней программа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития России на период до 2030 г.
Цели и задачи научно-технологического Форсайта сформулированы в «Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (КДП):
– разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития;
– позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы.
Комплементарной целью является создание коммуникационных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и экспертов), а также организация постоянных экспертных процедур и формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений.
Основными документами технологического прогнозирования являются:
– долгосрочные прогнозы научно-технологического развития;
– приоритетные направления и критические технологии;
– дорожные карты отраслевого и межотраслевого значения.
Долгосрочные прогнозы научно-технологического развития характеризуют качественную картину ожидаемых технологических прорывов и важнейших направлений научно-технологического и инновационного развития, отражающих важнейшие научные результаты, ключевые технологические разработки и инновационные продукты (услуги). Данные прогнозы разрабатываются как серия последовательных циклов, между которыми обеспечивается преемственность как в части оцениваемых перспектив развития приоритетных направлений, так и используемой методологии. Временной горизонт прогнозирования составляет 20 и более лет.
Приоритетные направления задают ориентиры научно-технологического развития межотраслевого (междисциплинарного) значения, способные внести наибольший вклад в обеспечение безопасности страны, ускорение экономического роста, повышение конкурентоспособности страны за счет развития технологической базы экономики и наукоемких производств. Приоритетные направления конкретизируются в перечне критических технологий и важнейших перспективных инновационных продуктов, которые в значительной степени будут определять формирование новых и развитие традиционных рынков.
Задачей дорожных карт является установление связей между будущими потребностями в инновационных продуктово-технологических решениях и возможностями их практической реализации. Их применение позволяет выстроить долгосрочную последовательность действий по удовлетворению существующих и вновь возникающих потребностей в разных сегментах спроса. Дорожная карта дает наглядное визуальное представление о том, на каком этапе жизненного цикла будут находиться отдельные продукты и технологии в обозримой перспективе.
В ее рамках формируются: стратегии выхода на рынки, стратегии развития технологий, программы исследований и разработок, необходимые для создания востребованных рынком технологических решений. При этом дорожные карты призваны отражать оптимальные траектории достижения поставленных целей.
Объединение функций всех элементов ИСХИМ в совокупности составляет комплексный механизм проведения инновационных преобразований в химико-технологическом комплексе России (рис. 2).
Представленный на схеме механизм проведения инновационных преобразований в химико-технологическом комплексе включает в себя элементы ИСХИМ, подсистемы, обеспечивающие развитие всех направлений инновационного процесса в химической отрасли, организационные структуры, связи между ними.
Ключевая роль по взаимоувязке функционирования всех элементов механизма на всех уровнях принадлежит Координационному центру ИСХИМ. Именно КЦ ИСХИМ определяет приоритетные направления инновационного развития химико-технологического комплекса и обеспечивает соответствие проводимых мероприятий выбранным направлениям развития.
Реализация вышеприведенных механизмов позволит существенно улучшить показатели инновационного развития химического комплекса России (см. таблицу).
Прогноз отдельных показателей инновационной деятельности в химическом комплексе России
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. (оценка) |
2017 г. (прогноз) |
2020 г. (прогноз) |
2025 г.(прогноз) |
2030 г. (прогноз) |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, % |
|||||||
Химическое производство |
23,1 |
24,9 |
25,2 |
26,5 |
32 |
42 |
51 |
Производство резиновых изделий |
12,4 |
11,9 |
12,3 |
15,0 |
19 |
31 |
42 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % |
|||||||
Химическое производство |
8,7 |
9,4 |
10,1 |
10,6 |
13 |
16 |
28 |
Производство резиновых изделий |
8,7 |
10,2 |
10,5 |
11,0 |
13 |
16 |
28 |