Представитель АО «Воронежсинтезкаучук» (ПАО «СИБУР Холдинг»), А.М. Аверков в своем выступлении затронул тему развития и создания каучуков нового поколения. Производственные площадки Холдинга по выпуску каучуков находятся в гг. Воронеж, Тольятти и Красноярск, которые производят бутадиен-стирольные, бутадиеновые, изопреновые, бутадиен-нитрильные каучуки, бутилкаучуки и термоэластопласты.
У компании существует два научных центра, занимающиеся совершенствованием технологий развития новых продуктов. Один из центров находится в г. Томске – ООО «НИОСТ», приоритетом которого являются разработки по полиолефинам и органическому синтезу, а второй исследовательский центр АО «ВСК» (г. Воронеж) занимается разработками по каучукам и термоэластопластам. Наличие такой научно-исследовательской базы в составе Холдинга является одним из конкурентных преимуществ компании, которое определяется собственными разработками и способствует росту и развитию компании.
Подвел итог своего выступления Алексей Аверков выводом о том, что в настоящее время на стадии коммерциализации в компании находятся четыре марки бутадиен-стирольных каучуков и одна марка бутадиеновых, а также непрерывно ведется научно-исследовательская проработка новых марок термоэластопластов, бутадиен-стирольных и бутадиеновых каучуков.
Предложения по контролю канцерогенных веществ в шинах озвучил А.Б. Радбиль (БХХ «Оргхим», г. Нижний Новгород). Компания одной из первых начала заниматься выпуском низкоканцерогенных масел и проводит исследования в данной тематике уже 12 лет. Ни для кого не секрет, что полициклические ароматические углеводороды представляют серьезную канцерогенную опасность для человека.
Канцерогенные вещества в окружающей среде, которые непосредственно попадают в организм человека, появляются вследствие выбросов газов в результате переработки различных продуктов, технологических процессов – отходы производства, выхлопных газов, а также в процессе истирания шин. В России выделение таких частиц при истирании шин до сих пор нормативно не регулируется, тогда как в основных странах Евросоюза с 2010 г. уже введен запрет на использование канцерогенных масел и шин, в которых количество данных масел превышает нормированное значение.
Также Аркадий Беньюминович отметил, что собственный исследовательский центр и инвестирование средств в науку и развитие являются основным драйвером компании БХХ «Оргхим». В настоящее время более 55% производства низкоканцерогенных масел компании приходится на экспорт.
В своем докладе Петр Сокол (ООО «НИНАС») рассмотрел вопрос производства минеральных масел для выпуска шин и РТИ. Он отметил, что широкий спектр свойств минеральных масел позволяет использовать их в безопасных условиях, а совместимость масел с полимерами обеспечивает их стабильное качество и надежность, сохраняя при этом свойства каждого из компонентов.
Вопрос о синтезе резин на основе именных пар «каучук-технический углерод» поднял В.Л. Золотарев ( ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА»), который привел ряд фактов из опубликованных статей.
В докладе были отмечены исследования, в которых сравнивались различные параметры модифицированных каучуков с наполнителями из технического углерода или белой сажи в своем составе.
О перспективах использования модифицированного технического углерода для шинной и резинотехнической промышленности рассказала Л.А. Ляпина (ООО «Техуглерод и огнеупоры»). В своем выступлении она отметила тот факт, что шинная промышленность ужесточила требования к техническому углероду, который должен обеспечивать оптимизацию основных рабочих характеристик шин: износостойкость, сопротивление качению и сцепление шин с дорогой и управлять этими параметрами независимо не представляется возможным.
Например, зарубежные производители техуглерода решают данную проблему путем изменения реакционных процессов его получения, в частности стараются получить высокоструктурный техуглерод при меньшей дисперсности.
Для отечественных производителей наиболее перспективным и менее затратным может стать создание и использование модифицированных марок техуглерода, получаемых на базе серийных марок.
Продолжая эту тему, М.А. Иваницкий (ООО «Техуглерод и огнеупоры») рассказал о технико-экономическом обосновании для получения и освоения производства техуглерода и применения в резинах.
Тема «Инновации» на прошедшем заседании была подробно рассмотрена докладчиком Д.А. Пебалк ( Сколковский институт науки и технологий, г. Москва). В своем выступлении Дмитрий Андреевич отметил, что технологии с каждым годом усложняются и необходимо активно развивать отраслевое сотрудничество и главное, на что стоит обратить внимание, – «инновации» не всегда могут возникать в рамках одной компании.
В завершении пленарной сессии выступил А.А. Юсупов (ООО «НТЦ «Интайр») и продолжил тему инноваций, рассмотрев ее с точки зрения развития шинной промышленности. Известно, что шина на 80% состоит из резины, и одним из ключевых путей достижения приоритетных направлений компании является разработка новых рецептур резиновых смесей. Также нельзя не сказать о протекторных рецептурах, ведь наибольшую часть шины занимает именно протектор и он вносит 60% вклада в параметр «сопротивление качению».
Александр Асхатович отметил, что в настоящее время возможными инновационными разработками в области развития каучуков является модифицирование существующих каучуков либо поиск альтернативных источников их получения.
Одним из основных направлений является модификация поверхности наполнителей, таких как силика и технический углерод. Например, модификация кремнекислотных наполнителей силанольными группами для улучшения взаимодействия каучуков, но цена на такие продукты препятствует их широкому применению. Также в компании ведутся работы и по модификации технического углерода.
За последние три года компанией ООО «НТЦ «Интайр» было разработано много рецептур для всего ассортимента шин, выпускаемых компанией «Кордиант».
В итоге можно сделать вывод, что шинная промышленность не стоит на месте, и это обусловлено в основном новыми разработками в области сырья и технологий получения резиновых смесей. В условиях «импортозамещения» особенно актуальными могут быть разработки отечественных научно-исследовательских центров, а также работа слаженной команды, в которой каждый участник данной отрасли может внести свой вклад в систему «от получения сырья до готовой продукции» с учетом последних инноваций. Именно такой подход может привести к наиболее удачному результату и выходу отечественной шинной и резинотехнической промышленности на новый международный уровень.