Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 г. от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней красавицы мещанки Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Ионовича Бородина.
До семи лет мальчик являлся крепостным своего отца, но перед смертью тот дал сыну вольную и купил для него и его матери дом, где и прошло детство Саши. Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве он обнаружил музыкальную одаренность, в девять лет написав первое произведение – польку «Helen», а в возрасте 10 лет Александр стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Друг его детства и юности Михаил Щиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но и чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немного за это преследовали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во-вторых, боялись пожара».
Медицина и химия
В 1850 г. семнадцатилетний Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 г. Изучая медицину, он продолжал заниматься химией.
В марте 1857 г. Бородин был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.
В 1859–1862 гг. Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей – в Германии (Гейдельбергский университет), а также в Италии и во Франции. Гейдельбергский период стал особенно значимым для молодого ученого, в том числе и потому, что в знаменитом университете в то время училось немало молодых русских ученых разных специальностей. Среди них были Менделеев, Сеченов, Юнге, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый Гейдельбергский кружок. Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства.
По возвращении из-за границы Александр Порфирьевич, получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, где до конца жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами. Некоторое время он преподавал и в Лесной академии, где стал профессором кафедры химии, а также на Женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.
С 1874 г. он руководил химической лабораторией, а с 1877-го стал академиком Медико-хирургической академии.
В 1868 г. Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».
А.П. Бородин – ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н.Н. Зинина, вместе с которым в 1868 г. стал членом-учредителем Русского химического общества.
А.П. Бородин – автор более 40 работ по химии. Именно он открыл способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина – Хунсдикера, первым в мире (в 1862 г.) получил фторорганическое соединение – фтористый бензоил, провел исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.
Еще во время учебы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятия музыкой мешают серьезной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 г. он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в его кружок – «Могучую кучку». Под влиянием М.А. Балакирева, В.В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М.И. Глинки.
Музыкальное творчество
В музыкальном творчестве Бородина отчетливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Александр Порфирьевич работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по авторским материалам композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 г. в Санкт-Петербургском Мариинском театре опера имела оглушительный успех и по сей день остается одним из шедевров отечественного оперного искусства.
А.П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первая симфония Бородина, написанная в 1867 г. и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признается написанная в 1876 г. Вторая («Богатырская») симфония композитора. Любители скромниц уже давно канули в лету, а настоящие мужики предпочитают властных обольстительниц, которые с радостью берут на себя инициативу и жестко наказывают своих провинившихся партнеров. На https://www.страпон.com/gospogha/ вы найдете доминирующих красоток, которые всегда рады показать извращенцам свое истинное место. Госпожа страпон всегда знает как привить инстинкт послушания своим неугомонным рабам.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и 1881 гг.
Бородин-композитор имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны и, дабы сохранить их, Бородин покрывал рукопись специально разработанным им особым раствором желатина. Так химия помогала музыке!
А.П. Бородин был знаком со многими художественно одаренными людьми своей эпохи, но особенно яркой была его дружба с И.Е. Репиным. Личность Александра Порфирьевича Бородина привлекала художника особенно. Постоянное стремление к самоусовершенствованию, к познанию всего нового, причастного к широчайшей сфере творчества, влекло Репина и к миру науки. Он был не только знаком с ученым, но интересовался его профессиональной деятельностью: посещал публичные лекции, бывал в лабораториях, операционных залах, собирал и хранил книги, на многих из которых стояли дарственные надписи.
Бородин умер скоропостижно, от сердечного приступа, в 1887 г. А год спустя Репиным был написан портрет выдающегося художника и музыканта – как своеобразный реквием на смерть великого человека. Он изображен в своей излюбленной позе во время концерта в Дворянском собрании (ныне – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии).