ВЕСТНИК

Химической промышленности

Вконтакте Твиттер Facebook LiveJournal

Среда, 26 апреля 2023 10:19

24 апреля состоялся круглый стол «Новые реалии рынка шин»

24 апреля 2023 года в Москве на площадке АО «Экспоцентр» открылась очередная международная выставка «Шины, РТИ и каучуки». В этом году выставка проходит в новых геополитических условиях, что не может не отразиться на составе участников и деловом климате.

Практически сразу же после открытия выставки заработал круглый стол «Новые реалии рынка шин», организаторами которого были АО «Экспоцентр» и ОАО «НИИТЭХИМ» при активной поддержке Минпромторга России и Российского союза химиков (РСХ). Само название круглого стола предопределило новый ракурс дискуссии, заточенный на обсуждение путей развития шинной промышленности России в условиях жестких санкций со стороны более чем 50 недружественных стран.

Участниками круглого стола были представители руководящего звена Минпромторга России – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, и.о. директора Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России, заместитель директора Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России, представители отраслевых ассоциаций и компаний-производителей шин. Модератором дискуссии был представитель РСХ – Фрейман Л.Л.

Во вступительном слове, с которым выступил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Юрин М.Н., была обозначена основная задача отрасли – удержание позитивного тренда развития, активизация процесса импортозамещения критически важного сырья для производства шин и РТИ. Отмечено, что в складывающихся геополитческих условиях для решения такой задачи не более 3-х лет.

С кратким обзором итогов работы шинной промышленности России в 2022 году и 1-м квартале 2023 г. выступила заместитель отдела химической и парфюмерно-косметической промышленности Минпромторга России Трофимова А.Ю. Отмечено падение производства, экспорта и импорта шин Особое внимание обращено на сохранение дефицита хлоропренового каучука, используемого в том числе в ВПК, авиационных шин и групногабаритных шин. В качестве позитива сообщено об открытии на заводе Курскрезинотехника линии по производству шин, обнулении ввозных пошлин на ряд необходимых сырьевых ингридиентов.

Глубоко аналитическим и информационно насыщенным стало выступление директора по НИР ОАО «НИИТЭХИМ» Кудряшовой Д.П. на тему «Импортозамещение сырья: реалии и перспективы». В презентации были представлены основные показатели развития рынка сырьевых компонетов для производства шин и РТИ. Показано, что на мировом рынке шин Россия занимает порядка 2% и имеет высокую степень зависимости от поставок химикатов-добавок для производства и придания шинам определенных качественных параметров.

Без преувеличения можно констатировать, что в докладе была представлена уникальная информация по широкому пласту сырьевых ингридиентов производства шин и РТИ, закупаемых по импорту, выделение из них продукции, закупаемой в недружественных странах, в том числе вощедщих в План по импортозамещению Минпромторга России.

«Вишенкой на торте» стала информация о производстве дефицитного сырья для шин и РТИ в СССР, о сохранившихся и действующих в настоящее время, а также новых производствах, в том числе в результате реализации импортозамещающих проектов. Доклад вызвал большой интерес и высоко оценен участниками, пожелавшими получить презентацию. В ответ Кудряшова Д.П. сказала, что весь информационный материал был подготовлен в ОАО «НИИТЭХИМ» в помощь экспертам, занимающимися вопросами развития российской шинной промышленности.

Активную дискуссию вызвал доклад старшего менеджера по продуктовому развитию СК ООО «СИБУР» Евтушенко В.А. Отмечены проблемы, связанные с уходом с российского рынка шин зарубежных компаний, появлением новых собственников, сокращением экспорта и степени загрузки мощностей, до 2/3 ориентированных на экспорт. Для восстановления рынка компания складирует готовую продукцию и сырье-(синтетический каучук), закупает дополнительное оборудование. Компанией определены российские производители шипов, но есть проблема использования, поскольку при хранении на складах они ржавеют.

В условиях санкций на поставки дефицитного сырья компания СИБУР заменила 3 импортных сырьевых компонента на аналоги российского производства, расширила лабораторию по поиску и опытным испытаниям российской продукции, по потребительским параметрам, не уступающей импортным сырьевым компонентам.

Доклад исполнительного директора Ассоциации производителей шин Чурмеевой Н.А. был ориентирован на актуальные вопросы технического регулирования шин. Представлена структура сертификации шин в России, которая соответствует Техническому регламенту стран СНГ и основным международным правилам, единым требованиям к транспортным средствам. Отмечено, что сертификат выдается после испытаний в международных организациях или в организациях, аккредитованных для таких испытаний. В России в качестве шинного испытательного центра определен центр «Вершина», г. Ярославль.

Контент круглого стола предусмотрел рассмотрение не только производства, но и утилизации отработанных шин, которые загрязняют окружающую среду и несут вред будущему поколению. Основные способы утилизации шин представил исполнительный директор Ассоциации «ЭкоШинСоюз». При этом отмечено, что решение проблемы утилизации упирается в проблему сбора отработанных шин. До настоящего времени в стране нет системы сбора шин, даже в больших городах крайне редко выделяются специальные площадки, а организаторы несут большие затраты по доставке шин до мест их утилизации. По мнению докладчика специальными местами сбора шин могут стать шиномонтажные мастерские, места бензозаправок.

Отмечено, что недавно принят закон о возложении затрат на утилизацию шин на их производителей, однако выражено сомнение относительно его эффективности.

Основным способом утилизации шин является их измельчение на шредерных машинах до крошки, которая далее используется для настилов. К 2022 году в России около 30 переработчиков шин, но возникла проблема недостаточного спроса на вырабатываемую крошку. Другим способом утилизации шин является пиролиз, но он не получил распространения.

В дискуссии поднимались и другие актуальные проблемы шинной промышленности. В первую очередь это нехватка профессиональных кадров, поэтому единодушно отмечена необходимость расширения профобучения. Отмечалась также проблема обеспечения отрасли современным оборудованием и заместитель директора Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Шевякина Д.М. сообщила, что в силу актуальности эта проблема уже принята к обсуждению в Минпромторге. При этом отмечено, что несмотря на санкционные ограничения отрасль должна развиваться по восходящему тренду: от стагнации в 2022 году – к стабильному росту, а в целях более оперативного решения проблем отраслевым ассоциациям сделано предложение консолидироваться и выступать единым интересантом.

В заключении дискуссии заместитель Министра промышленности и торговли России Юрин М.Н. отметил, что наступило время возможностей и государство готово поддерживать бизнес.